20.09.2024

25 основополагающих фактов о еврейских праздниках

25 основополагающих фактов о еврейских праздниках

Евреи – народ особенный, и торжества у них особенные, каждое из которых несет свою мировоззренческую (также как национальную либо религиозную) нагрузку, заставляя представителей этой уникальной нации заново погружаться в исторические события, отдаленные тысячелетиями.

1. Еврейские праздники являются единственными памятными датами, в ходе которых официально запрещается траур. Однако при этом требуется неукоснительное исполнение характерных только для них традиций, заповедей, которые предписаны Торой и мудрецами.

2. Еврейские праздники разделяются на три категории. Тора устанавливает первую категорию торжеств. Следующие – которые ввели мудрецы с указанными соответствующими заповедями и обязанностями. Завершают список даты, действующие лишь на основе традиционных обычаев.

3. К первой группе относят Шаббат, два судных дня Рош а Шана (Новый год) и Йом Кипур (День Искупления). Сюда же входят три паломнических торжества: Песах, Шавуот, Суккот и день новолуния Рош Ходеш.

4. Вторая категория, которые ввели мудрецы, гораздо скромнее. К ней отнесены всего 2 торжественные даты: Пурим и Ханука.

5. Завершают список общееврейских торжеств Ту би Ав, Ту би Шват и Лаг ба Омэр. Как видим, это просто даты – 15 Ава, 15 Швата и 33 день Омэра. Разве что, 15 Швата имеет второе название Новый год деревьев.

6. Следует отметить, что вышеперечисленные праздники дополняются памятными днями, отмечаемыми в некоторых общинах, назначенных в честь неких событий, очевидцами которых являлись исключительно члены тех самых общин.

7. Список основных еврейских торжеств открывает субботний Шаббат. Он назначен в память о дне отдыха, устроенном Творцом по прошествии 6 дней творения. Учитывая связь праздника с самим Всевышним, в его ходе евреям запрещено совершать любую работу, причем список запретов содержит 39 пунктов.

8. Вслед за Шаббатом по количеству празднований следует Рош Ходеш или день новолуния, когда евреи встречают начало нового месяца по своему календарю. В период существования Синедриона этим временем считался момент небесного прихода заметного серпа молодой Луны. Отсюда начинались исчисления календарных дат грядущих еврейских торжеств. В настоящее время момент первого появления Луны подсчитывается астрономами.

9. Песах – ежегодный семидневный праздник, установленный в честь великого Исхода, то есть освобождения евреев от египетского рабства. Все дни Пасхальной недели несут свою идеологическую нагрузку. Главной особенностью является табу на употребление продуктов, подвергшихся процессу брожения, которых еще называют квасными.

10. Лаг ба Омер посвящен годовщине с момента смерти великого еврейского мудреца Шимона Бар Йохая. Позже праздник дополнили датой прекращения эпидемии, убившей 24 тысячи учеников другого мудреца, рабби Акивы. Следует отметить, что каббалисты внесли в него традицию разжигания костров.

11. Шавуот вспоминается как день дарования Торы. Одним их обычаев его празднования в минувшие времена было принесение в Храм первых плодов деревьев.

12. Рош а Шана – это еврейский Новый год. Данный праздник несет повышенную смысловую нагрузку, ведь он считается днем инаугурации самого Творца, а также сотворения человека. В качестве государственной даты – это Судный день, когда выносились приговоры. Традиционно его отмечали трублением в шофар, а также удлинением чтения молитв.

13. Йом Кипур – торжество, неразрывно связанное с Рош а Шана. Оно считается датой утверждения приговора, который был вынесен в Судный день, и одновременно днем Искупления, когда каждый еврей обязан раскаяться. История праздника уходит корнями в период Исхода из Египта, в момент, когда часть евреев совершила ошибку, начав в отсутствие Моисея поклоняться литому тельцу. Считается, что именно в данный день иудеям были дарованы вторые скрижали завета.

14. Суккот – еще один праздник, который был связан с Исходом евреев из Египта. Его неотъемлемой частью является строительство шалашей, именуемых суккИ, где устраивают застолья и даже ночуют.

15. Проживание в шалашах евреям предписано мудрецами, чтобы они помнили об «Облаках славы», которые сопровождали и оберегали евреев в период их блуждания по пустыне. Интересно, что Суккот является одним из самых длительных еврейских праздников. К нему добавлен восьмой день, однодневный Шмини Ацерэт, основной заповедью которого считается радость.

16. Ханука – праздник чуда храмового семисвечника. Это событие произошло после победы Маккавеев над эллинистами, попытавшимися изменить культурно-религиозный вид еврейского государства. В период своего правления греки разорили Храм, причем процесс его опустошения зашел настолько далеко, что у победителей не нашлось даже необходимого количества специального масла, чтобы зажечь семисвечник-менору. Однако произошло диво: светильник, имевший масла всего на одни сутки работы, продолжал светить целых восемь дней. Чтобы евреи помнили об этом чудесном событии, мудрецы предначертали им ежегодно зажигать ханукальный светильник и произносить в эти дни хвалебную молитву Алель.

17. Ту би Шват – праздник, разделяющий урожаи минувшего и наступающего сезонов. Все плоды, созревшие после него, относятся уже к урожаю очередного годового цикла. Недаром в Израиле Ту би Шват именуют Новым годом деревьев.

18. Пурим отмечается в честь спасения иудеев, находившихся в персидском плену, от полного уничтожения, задуманного царским советником Аманом-амалекитянином. Массовой гибели своих соплеменников помешала жена царя Ахашвероша Эстер – женщина, имевшая еврейские корни. С тех пор праздник отмечается чтением Свитка Эстер и раздачей подарков неимущим. Мужчинам разрешается выпивать больше обычных норм.

19. В Иерусалиме, являвшемся центром духовной жизни, каждый житель страны должен был духовно подзаряжаться. Учитывая, что некогда основным населением этого города были мудрецы и служители Храма, считалось, что общение с ними паломников положительно сказывалось на моральной стороне жизни евреев. Кстати, данная традиция существует и сейчас. Много евреев диаспоры стараются посетить Израиль как раз в период этих 3 праздников.

20. Все праздничные дни еврейского календаря по строгости соблюдения ограничений на производство работ жестко разделяются на 3 категории. Абсолютный запрет на любой труд – это первая категория. Таких дат немного: Шаббат, Йом Кипур. Далее следуют торжества с разрешением проведения отдельных видов работ, хотя профессиональная деятельность категорически запрещается. По степени разрешения на проведение работ они делятся на Йомтов (просто праздничные) и Холь а Моэд (полупраздничные).

21. Как уже было сказано, в Шаббат, в Йом Кипур существует полный запрет на трудовую деятельность (в списке находится ее 39 видов) даже при необходимости. Просто зная это, евреи заранее готовят пищу и выполняют другие домашние дела.

22. В Йомтов, при том же запрете из 39 разновидностей работ, допускается приготовление пищи. Йомтовами считаются начальные и завершающие дни Песаха и Суккота, Шавуот и Рош а Шан.

23. Все остальные дни праздничного календаря именуются Холь а Моэд, то есть, полупраздничными. В ходе них разрешается выполнять ряд видов работ, без которых может сорваться организация торжества.

24. В диаспоре существуют добавочные праздничные дни Йомтовшени. Исключая праздник Йом Кипур, Йомтовшени прибавляют ко всем дням Йомтов, На них имеются те же ограничения на проведение работ, что и в Йомтов.

25. Еврейские праздники несут некие послания, которые обучают определенным аспектам иудейской веры и мировоззрения. К примеру, Песах – это послание об укреплении веры в единого Бога, Суккот – о всесилии Творца, его внимании к людям, Пурим – о том, что за любым событием находится высшая власть, Ханука – о том, что духовное спасение может зависеть и от горстки людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *