21.09.2024
Люди
👀 2

Ман Рэй – сюр-фотограф, который даже утюг мог превратить в шедевр

Ман Рэй - сюр-фотограф, который даже утюг мог превратить в шедевр

Фотография как вид искусства появилась, в частности, и благодаря этому человеку. Будучи художником по жизни, он просто создавал свои картины при помощи объектива, доказав миру, что фотоснимок также имеет душу. Фактически в мире фотографирования он совершил революцию, доведя его до ранга искусства. С точки зрения классической технологии, этот творческий человек совершал абсурдные вещи, практически всегда до конца не понимая, что же у него получится в итоге. Но как раз эта уникальность и сделала из простого еврейского паренька выдающегося фотохудожника, который даже банальный утюг мог превратить в шедевр.

Ман Рэй - сюр-фотограф, который даже утюг мог превратить в шедевр

Вышесказанные слова только незначительная часть того, что можно поведать об американском мастере фотографии Мане Рэе. Он родился 27 августа 1890 года в городе Филадельфия в семье еврейских переселенцев Радницких, занимавшихся в Америке швейным бизнесом. Эммануэля (так родители назвали своего сына) после того, как он подрос, вместе с братом и сестрами часто привлекали к работе в мастерской. Именно там будущий мастер получил первые уроки творчества, собирая из разноцветных лоскутков ткани незамысловатые картинки.

Но время шло, и парень перерос уровень родительского бизнеса. А учитывая, что в нем проявились неплохие способности к черчению, возникла заинтересованность мастерством художников прошлых веков, свое будущее Ман Рэй (под таким именем он стал известен миру) видел исключительно в области искусства. Тем не менее, первые опыты не остались бесследными. В дальнейшем в творениях Рэя очень часто появлялись вещи, связанные со швейным делом.

Ман Рэй - сюр-фотограф, который даже утюг мог превратить в шедевр

Его первыми шагами в искусстве были иллюстрации для различных нью-йоркских периодических изданий. После того как юноша отучился в Национальной академии дизайна, он сблизился с профессиональными художниками, благодаря которым приобщился к авангардистским течениям кубизма и дадаизма. Некоторое время работал в технике «ready-made». Увлекшись дадаизмом, вместе с товарищами основал в Нью-Йорке отделение данного стиля. Совместными усилиями был выпущен номер журнала «Дада в Нью-Йорке», так и оставшийся единственным.

Конкретно фотографией Рэй начал заниматься с 24 лет, когда ради лучшего распространения своих работ он стал фиксировать созданные им же картины и другие арт-объекты. С тех пор искусство фотографирования, начавшееся как вспомогательный способ заработка, превратилось для молодого человека в образ жизни. Конечно, поначалу его работы в области кинетической инсталляции вызывали у зрителей крайне противоречивые чувства, и Рэй понял, что ему требуется настоящая школа. Таковую тогда можно было найти только в Париже, куда Ман и отправился в 1920-х годах.

Ман Рэй - сюр-фотограф, который даже утюг мог превратить в шедевр

Оказавшись во французской столице, Рэй быстро сошелся с городской богемой. Его первым заработком стали именно фотографии друзей, уже ставших великими или находившихся на пути к признанию. Именно эти снимки оказались первой ступенькой головокружительной карьеры самого Рэя. Начинающий мастер не стал просто делать бездушные фото с лицами известных людей. Он начал экспериментировать с технологией производства снимков, отчего они получались совершенно необычными. Со временем фотографироваться у Рэя стало престижно, и теперь уже не он упрашивал знаменитостей, а они сами приходили к нему.

Ман Рэй - сюр-фотограф, который даже утюг мог превратить в шедевр

Однако серии фотопортретов были лишь средством заработка, хотя они и сделали имя мастеру. Но для души Рэй создавал натюрморты и инсталляции сюрреалистического направления. В этих работах он из разрозненных элементов составлял единое целое. Зачастую эти изображения дополнялись фигурами людей, порой и в ню-формате. И везде Рэй использовал экспериментальные методы, совершая то, чего никогда бы не сделал простой фотограф. Вскоре этот метод начал именоваться рейографией по имени своего создателя.

Так, в частности, в своих ранних Rayograms он на фоточувствительную бумагу укладывал различные объекты, после чего они подвергались воздействию света. Переходя от простого к сложному, мастер добавлял слои, повторяя процедуру. Именно таким образом появилась серия фотографий-рейографов, вершиной которых считается снимок «Поцелуй». В качестве женского образа фотохудожник часто использовал свою тогдашнюю музу Кики де Монпарнас.

Ман Рэй - сюр-фотограф, который даже утюг мог превратить в шедевр

Ман Рэй не прошел мимо еще одного метода, известного в науке как эффект Сабатье. Именно в нем мастер увидел новые возможности для создания необычных и высокохудожественных фотографий. Часто данный метод именуется «соляризацией», а заключается в том, что негатив в работе передерживается. Тогда вокруг объекта начинает контуром образовываться яркая черная полоса, делая изображение ярким и серебристым.

Вполне закономерно, что искусство фотографирования привело Рэя к созданию короткометражных документальных фильмов авангардного стиля. В них мастер использовал уже найденные спецэффекты, что придавало работам крайнюю необычность. На последнем жизненном этапе, наступившем в 1940-1950 годах, мастер вновь обратился к изобразительному искусству, сделав ряд сюрреалистических картин, вошедших в серию «Уравнения Шекспира». Дальнейшее его творчество заключалось в том, что он делал копии уже созданных работ, которые предлагал европейским музеям. Кстати, до сих пор они являются украшением их экспозиций.

Ман Рэй - сюр-фотограф, который даже утюг мог превратить в шедевр

18 ноября 1976 года легочная инфекция прервала жизнь мастера. После его кончины семья организовала персональную выставку фотохудожника, а потом их усилиями была опубликована автобиография Рэя, названная «Автопортрет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *