20.09.2024

Четыре историй о чудесном спасении

Четыре историй о чудесном спасении

Вторая мировая война огромным катком прокатилась по миру, убивая десятки миллионов людей. Люди гибли едва ли не на всех континентах, исключая разве что Антарктиду. Особенно жестоким молох войны оказался в Восточной Европе, в которой только Советский Союз потерял 27 миллионов человек. Та война не разбиралась в национальностях. Ей было все равно, кто попал под каток, однако, если часть из них хотя бы ценой предательства могла сохранить некое подобие идентичности, то для евреев даже такого выбора не было. Ведь смертный приговор был им вынесен заранее. Именно поэтому оккупанты, входя в города и села советской страны, первым делом изолировали евреев, после чего тем или иным способом приступали к их уничтожению. Нацистам и их приспешникам было все равно: один еврей перед ними или сотня тысяч. Они все подлежали ликвидации. Но даже в этих, казалось, невозможных для выживания условиях, некоторым из представителей еврейской нации удалось спастись. Возможно, миссия тех людей заключалась в другом: рассказать современникам обо всех ужасах, приносимых пещерным нацизмом. Вот несколько историй чудесного спасения.

Случай в Борисовском гетто

Четыре историй о чудесном спасении

Белорусской еврейской девочке Марии Найман летом 1941 было всего лишь 10 лет. К этому времени она закончила третий класс. После 22 июня этого года прошло всего несколько дней, как в ее родной город Борисов вошли немецкие войска. Мария помнит, что солдаты тогда были молодые, веселые, играли на губных гармошках и ходили в шортах. Еще через несколько дней всех евреев города, а это порядка 7000 – 9000 тысяч человек, определили в организованное гетто. Понятно, что ни о какой помощи его узникам со стороны оккупантов речи не шло, поэтому люди выживали, как могли. Немцы даже детей привлекали к всевозможным работам. Тем ничего не оставалось делать, ведь за отказ за участие в них грозил расстрел, а так можно было хоть немного заработать продуктов.

Но даже такое жалкое существование их длилось недолго. 20 октября 1941 года началась ликвидация Борисовского гетто. Немцы с полицаями выгоняли людей из домов, в которых они находились, и отправляли на расстрел.

Но все же несколько человек уцелели. В доме, где жила Мария, был подвал, в котором и спрятались она сама, ее брат с сестрой, отец и несколько соседей. Мать же девочки пожертвовала собой. Она замаскировала люк подвала и, оставшись наверху, отвлекла на себя внимание немцев и полицаев. Так Мария Найман попала в число людей, переживших Холокост.

Спасительная эвакуация из Киева

Четыре историй о чудесном спасении

Елена Штрум весной 1941 окончила учебу в школе, но ее счастливый выпускной бал закончился горем начала страшной войны. Немцы быстро продвигались на восток, и очень скоро столица Советской Украины оказалась на осадном положении. Несмотря на то, что Киеву грозила реальная опасность захвата, его власти не разрешали начинать эвакуацию его населения. Для киевлян-евреев это грозило смертельной опасностью.

Однако данная проблема усугублялась еще одним обстоятельством. В то время город располагался на правом берегу Днепра, и выехать из него можно было только по мосту, который усиленно охранялся военными. Пройти по мосту, не имея на то специального разрешения, было задачей абсолютно нерешаемой. И тогда взрослые придумали простой, но, как оказалось, действенный способ. Была найдена неохраняемая калитка забора, расположенная вокруг железнодорожного вокзала. Ее сломали, и люди забрались в стоящий на путях вагон товарного поезда, предназначенного для эвакуации заводского оборудования.

Так Елена Штрум вместе с несколькими близкими ей людьми счастливо избежала Бабьего Яра. Конечно, дальнейшая жизнь беженцев из Киева была далеко не сахар. Эшелон по загруженным путям долго добирался до Казани. Беженцам повезло. Несмотря на отсутствие разрешающих документов, их не ссадили с поезда, а даже подкармливали в пути. Потом Елена Штрум начала работать в госпитале, с которым впоследствии отправилась на фронт. А после войны она окончила институт и стала ученым-физиком.

Девочка, пережившая блокаду Ленинграда

Четыре историй о чудесном спасении

Ленинградке Алле Сидоренко к началу войны было всего 3 года. Конечно же, будучи в столь малом возрасте, она мало что запомнила о том периоде, разве что вой сирен воздушной тревоги, страх, плач и постоянные болезни. Но самое главное, что навсегда врезалось в память – это постоянное чувство голода. Позже ей рассказали, как выживала семья. Дедушка Аллы был сапожником, поэтому в доме хранился небольшой запас технической кожи. Вот из ее обрезков бабушка варила некое подобие супа. А заменитель хлеба делали из каких-то опилок. Так и держались.

Аллу Сидоренко от возможной голодной смерти спасла ее тетя, которую как врача эвакуировали на Большую землю. Ей дали возможность забрать с собой своего малолетнего ребенка. Попутно тетя прихватила и Аллу. Так девочка очутилась далеко в тылу, в киргизском городе Ош. Учитывая огромное количество эвакуированных, Алле нашлось место для жизни только в сарае возле хозяйской козы, которая фактически спасла отощавшую девочку своим молоком. А вот оставшийся в Ленинграде дедушка больше никогда не увидел свою внучку, потому что он умер от голода.

Красивое платье, спасшее жизнь

Четыре историй о чудесном спасении

Уроженка Вильнюса Тамар Драйфус к началу Великой Отечественной войны прожила всего 3 года. Когда в город пришли гитлеровцы, вся семья девочки попала в гетто, жизнь в котором была далеко не сахар. Сейчас Тамар вспоминает, как ее отец изредка проносил домой яйца, как их готовили, и, помня это, уже взрослая женщина до сих пор ест их с удовольствием.

Тяжелая жизнь узников Вильнюсского гетто в сентябре 1943 года сменилась совершенно ужасными событиями. Однажды прибыли немецкие солдаты и оцепили его территорию. Дальше началась сортировка людей: мужчин отдельно, женщин с детьми отдельно. Все понимали, что наступил «момент истины»: работоспособные люди останутся, а остальных уничтожат. Тамар с мамой загрузили в эшелон, и началось их длинное путешествие в неизвестность. К слову сказать, Драйфус-старшая не смирилась с печальной участью и дважды пыталась бежать, правда, безуспешно.

Прибыв на конечную точку, где все должно было завершиться, нацисты почему-то не сразу отправили узников на ликвидацию, а предоставили им возможность помыться в душе. После этой процедуры старшая Драйфус подошла к сброшенной в кучу одежде и вытащила оттуда элегантный костюм для себя и красивое платьице для дочери. Люди, занятые собственными переживаниями, просто не поняли, что задумала эта женщина. А она, облачившись в добротную одежду, вместе с дочкой вышла из группы узников и гордо прошествовала мимо солдат-охранников. Вот уж, действительно, безвыходных ситуаций не бывает.

Хочется отметить, что эти случаи спасения действительно можно назвать чудесными. Однако они во многом были подготовлены неординарными действиями взрослых, находившихся рядом с детьми. И именно нестандартность их поступков позволила исполнить свою миссию до конца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *