21.09.2024

Период I и II Храма, и значение Храмовой горы для иудеев

Наиболее почитаемым местом Израиля для евреев считается Храмовая гора над старым Иерусалимом. Это природное образование с максимальным возвышением над уровнем моря в 774 метра стало самым священным объектом для мирового иудаизма. Причиной этому послужили ряд библейских и исторических событий, произошедших здесь.

Период I и II Храма, и значение Храмовой горы для иудеев

Однако наиболее важным фактором почитания горы является нахождение на нем в разные годы Первого и Второго Иерусалимских Храмов. Каждый из них просуществовал сотни лет и был разрушен завоевателями. Но все евреи считают, что на горе в будущем обязательно будет возведен новый Третий Храм, который превратится в духовный центр не только для евреев планеты, но и всех других народов.

Период Первого Храма

Начало известности Храмовой горы положил царь Давид, выкупивший эту территорию у иевусея Аравны. Для этого был организован сбор средств, причем каждое из колен Израиля внесло в общую сумму свою часть. Только выкупом участка земли Давид не ограничился и возвел на горе жертвенник Богу Израиля. Продолжил строительство Соломон – его сын, унаследовавший израильский престол. Благодаря его стараниям на горе был воздвигнут Первый Храм, который стал не только главным культовым местом страны, но и законодательным центром, а также территорией, где располагался Верховный Суд государства.

В плане проведения обрядов здесь существовала жесткая традиция. Тут проводились ежедневные службы, сопровождавшиеся жертвоприношениями, а трижды в год, в периоды главных еврейских праздников, в Храм должны были приходить все мужчины. Первый Храм просуществовал 403 года, пока в 422 году до н. э. не был разрушен войсками вавилонского царя Навуходоносора в отместку за восстание, организованное Седекией. К этому времени Иудея превратилась в слабое, зависимое от Вавилона образование, не ведущее собственной внешней политики.

Попытка каким-то образом изменить этот статус привела к череде восстаний, итогом которых стало сначала пленение нескольких иудейских царей, а впоследствии и значительной части людей Иудеи. Таким образом, еврейский народ на долгие десятилетия был подвергнут пленению, получившему название «вавилонского». В это время ссылке было подвергнуто до 10% от общего числа жителей. Только после того как Вавилонская империя была разрушена персами и на престол взошел Кир II Великий, положение изменилось. По его приказу была озвучена Декларация о восстановлении Иерусалимского Храма, а в Иудею начали возвращаться сосланные евреи.

Период Второго Храма

Возрождение главного символа Израиля началось после возвращения евреев из вавилонского плена. Возводить Второй Храм на месте разрушенного начали Зирубавель бен-Шеалтиэль совместно с первосвященником Йеошуа бен-Яхоцодаком. Работы по восстановлению Храма велись довольно долго, включая в этот срок длительный 16-летний перерыв. Тем не менее, он был построен и освящен, вновь вернув себе статус главного религиозного, общественного, законодательного и судебного органа.

Не слишком изменил положение дел и тот факт, что территория Иудеи перешла под протекторат империи Александра Македонского. Несмотря на то, что при нем именно греческая культура и мифология были объявлены главенствующими, верования евреев не подвергались дискриминации. Важно было только то, чтобы элементы еврейской культуры гармонично вписывались в эллинское ядро. Такое состояние дел продолжилось и после распада империи Александра на отдельные царства, когда Иудея сначала отошла к Египту, а после стала частью Сирийского царства.

Однако пришедший на трон в Сирии царь Антиох IV Епифан попытался искоренить сложившуюся традицию. Этот восточный деспот решил отменить положения еврейской религии, сделав обязательными эллинские традиции. В попытке сделать это по приказу Антиоха IV Епифана Иерусалимский Храм был осквернен. В нем устроили жертвенник Зевса – главного эллинского бога. Такое надругательство над своими святынями побудило евреев поднять восстание, в результате чего войска сирийского деспота были изгнаны из Иерусалима, а Храм отремонтирован и вновь освящен.

Новая реконструкция Храма была предпринята во времена правления царя Ирода и его сыновей Агриппы I и Агриппы II. Благодаря этим работам используемая площадь Храмовой горы была расширена и частично изменена топография местности. Все мешающие скальные участки были снесены, а углубления засыпаны. Там, где это требовалось, установили крепкие подпорные стены. Проведенные Иродом реконструкционные работы превратили Иерусалимский Храм в необыкновенно красивое архитектурное сооружение, поражавшее воображение современников.

О грандиозности проведенных работ свидетельствуют сохранившиеся до наших дней остатки стен, высота которых в некоторых местах достигает 45 метров, и восточные ворота. К сожалению, судьба отремонтированного Храма оказалась недолгой. Во время разразившейся Иудейской войны римские войска под предводительством Тита превратили его в руины. Потери еврейского народа в период военных действий были огромными. Только во время боев погибли не менее 600 тыс. человек, а количество умерших от голода и проданных в рабство вообще не поддается подсчету. Впоследствии бывшие рабы стали ядром еврейской диаспоры вне пределов Иудеи.

Значение Храмовой горы

Трудно переоценить значение Иерусалимского Храма для евреев. С ним и Храмовой горой в иудаизме связаны многие мифологические и реальные истории, начиная от библейского сотворения человека до современных дней. Издревле Храм служил единственным разрешенным местом, в котором могли производиться жертвоприношения Единому Богу, а также объектом, куда трижды в год стекались паломники из всей страны в период основных еврейских праздников: Песах, Шавуот, Суккот.

Помимо этого Храмовая гора считается для евреев самым святым местом. Это выражается даже в проведении молитв религиозными иудеями. Во время них при нахождении в другой стране евреи поворачиваются лицом в сторону Израиля. Если они живут в Израиле, то поворачиваются в сторону Иерусалима, а жители Иерусалима – лицом к Храмовой горе. Практически каждый еврей верит, что в будущем обязательно на месте разрушенного будет отстроен Третий Храм, который объединит под своей сенью все человечество, став его духовным центром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *