21.09.2024

Четыре народа, которые в своей истории приняли иудаизм

В древности, пока еще существовало самостоятельное еврейское государство, иудеи активно занимались прозелитизмом. В эллинистическом обществе того периода ветхозаветные идеи пользовались довольно высокой популярностью. Об этом говорит хотя бы тот факт.

Четыре народа, которые в своей истории приняли иудаизм

В древности, пока еще существовало самостоятельное еврейское государство, иудеи активно занимались прозелитизмом. В эллинистическом обществе того периода ветхозаветные идеи пользовались довольно высокой популярностью. Об этом говорит хотя бы тот факт, что по велению египетского царя Птолемея II, правившего в 285-245 годах до н.э., в Александрийской академии наук Ветхий завет был переведен на греческий язык. Вероятно, для части народов, точнее для их руководителей, ветхозаветные идеи понравились, что стало причиной принятия ими иудаизма как ведущей религии.

Фалаша

Этот наиболее древний и, пожалуй, самый известный из нееврейских народов, ставший исповедовать иудаизм, веками проживал в Африке. Он относится к этнолингвистической группе народа амхара, обретавшегося на территории нынешней Эфиопии. Сейчас их называют эфиопские евреи. Сами фалаша верят, что являются потомками сына царя Соломона Менелика, матерью которого была царица Савская, чьей родиной, собственно, и являлась Эфиопия. Вместе с царским сыном в Африку отправились также ряд первосвященников и некоторое количество других евреев.

Правда, существует и несколько других мнений относительно появления фалаша. Местные христиане считают иудеев данного народа простыми еретиками-сектантами, отколовшимися от основного христианского течения в Средние века. Но многие ученые считают, что фалаша стали просто потомками иудеев, убежавших в далекую Африку, спасаясь от преследования римлянами.

С этим мнением перекликается мысль, что иудаизм в Эфиопию проник вместе с еврейскими купцами в первые века н.э. Косвенным подтверждением тому является информация, что в IV веке н.э. проникшие в Эфиопию христиане воевали против иудеев, но, покорив их, оставили в неприкосновенности верования фалаша. Иудейские общины продолжали существовать в Эфиопии и в VII веке, когда в мире появился ислам.

Сейчас фалаша в Эфиопии практически не осталось. Абсолютное их большинство, примерно 130 тысяч человек, проживают в Израиле, и лишь около 6000 представителей этой народности находятся в других странах.

Караимы

На данный момент времени в мире существует еще одна народность, исповедующая иудаизм. Это караимы, ведущие свое начало от жителей Хазарского каганата. Их предками могли быть представители некоего этноса многонациональной Хазарии, разговаривавшие на языке кыпчакской группы. Считается, что караимы приняли иудаизм вместе со всеми остальными хазарами в IX веке.

Однако здесь начинаются определенные нестыковки. Хазары являлись представителями талмудического иудаизма. А караимы отвергают Талмуд, признавая исключительно Тору. Некоторые исследователи вообще считают их относительно молодой народностью, появившейся с приходом в Восточную Европу монголо-татар. Иудейство среди караимов начало развиваться в период существования Золотой Орды.

Различия в приверженности к иудейской религии ученые объясняют просто. Их верование является сектантской, еретической версией базовой религии, сходное с иудаизмом эфиопских фалаша. Сейчас представители караимской народности проживают в Крыму и частично в Литве.

Хазары

Несмотря на то, что Хазария существовала и была довольно крупным государством, реальных сведений о ней не слишком много. Еще меньше информации об иудействе жившего там народа. Основным свидетельством существования иудейской религии в Хазарии является некая переписка между евреями каганата и Испании. Данные документы датированы Х веком. Согласно им иудейство в каганате начало официально существовать с начала IX века.

Если дальше развивать эту версию, то можно предположить, что иудаизм в его талмудическом варианте проник в Хазарию с присоединением к каганату территорий современного Дагестана. Там еще со времен Ахеменидов (V-VI в. в.) расселялись горские евреи, которые исповедовали его уже в его талмудической версии. Фактически это стало единственным случаем обращения нееврейского народа в талмудический иудаизм.

Правда, сам факт публикации переписки не является доказательством по причине больших сомнений в подлинности указанных писем. Большинство специалистов не без оснований считают ее фальсификацией. Археологи, работающие по хазарской тематике, не нашли доказательств того, что в Хазарии культ иудейства был широко распространен. Вполне вероятно, что иудаизма в каганате придерживались только местные еврейские общины да узкий круг правящей прослойки.

Буртасы

Происхождение и закат буртасов скрыт за завесой вековой тайны. Даже само происхождение их доподлинно неизвестно. По одним данным буртасы были одним из ответвлений народов финско-угорской группы. Правда, имеют место и версии об их тюркском и даже аланском. Происхождении. Иначе говоря, буртасы вполне могли быть дальними потомками скифов.

Согласно русским и иным летописям, данный народ некогда существовал в Поволжье, районах нынешних Волгоградской, Саратовской и Пензенской областей. Его представители входили в сферу влияния Хазарского каганата вплоть до разгрома этого государства в Х веке русским князем Святославом Игоревичем. После этого на какое-то время они превратились в данников Руси, находясь в этом статусе вплоть до разгрома русского государства в XIII веке ханом Батыем.

В дальнейшем буртасы, став подданными Золотой Орды, верно служили новому государству и даже участвовали в Куликовском сражении на стороне хана Мамая. Однако с концом этого средневекового государства наступил и закат буртасов. Если в XVI веке название людей этой народности довольно регулярно встречалось в писцовых книгах возрождающегося Московского государства, то уже в XVIII столетии о них уже почти не вспоминали, лишь иногда употребляя данное наименования относительно татар-мишари.

Еще меньше информации существует относительно верований данного народа. Учитывая, что буртасы длительное время состояли в подданстве Хазарии, которая, как считается, на официальном уровне приняла иудаизм, то и эта народность вполне могла его исповедовать. Правда, вполне могло быть и другое. Буртасов считали иудеями просто по причине их хазарского подданства, хотя таковыми они могли и не являться. Иудеями, возможно, была какая-то часть народности, вероятнее всего, их правящая прослойка.

В пользу иудейства буртасов существует лишь одно свидетельство. В XIII веке папский посол Джованни Плано Карпини информировал свое руководство, что монголы увели к себе много пленных буртасов. Но самое важное не это, а то, что в письме он именует пленных иудеями. Насколько верно папский посол оценил тогда ситуацию, сейчас доподлинно неизвестно, ведь в последних русских упоминаниях о буртасах говорится, что их религиями были либо ислам, либо православие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *