20.09.2024

Что нам известно о земле Ханаан

После 40-летних блужданий по пустыне евреи вошли в Ханаан, захватили его, частично уничтожив его жителей, других ассимилировав их в своей среде.

Что нам известно о земле Ханаан

Если брать за основу библейскую информацию, то все люди на Земле являются потомками праведника Ноя. Однако уже на уровне его сыновей пошло разделение на различные нации, которым впоследствии были переданы в управление те или иные земли. Наиболее интересными в данном случае являются потомки Сима и Хама. Потомками первого стали евреи, а вот потомство второго, которого, если быть более точным, следует называть Ханааном, заселило восточное Средиземноморье, основав там тот самый Ханаан. И именно эту землю евреям пообещал Бог.

Самым большим вкладом ханаанеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 годами до н.э. К сожалению, до современности практически не дошло письменных свидетельств ханаанского периода. Причина этому – основной писчий материал, которым пользовались в данном регионе, а именно египетский папирус. Однако если в Египте погодные условия позволяли папирусу храниться сколь угодно долго, то в восточном Средиземноморье из-за неблагоприятного для этого материала климата, он пропадал. Поэтому о событиях, происходивших в Ханаане, по большей части можно судить лишь по результатам археологических находок да по записям иностранцев.

Что нам известно о земле Ханаан

Но все же существуют и точные сведения. Среди населения региона особо выделялись семь племен: собственно ханаанцы, амореи, гиргаши, иевусеи, перизеи, хетты и хиввеи. Основным занятием была торговля, благо географическое положение позволяло это делать. Кстати, данный вид промысла у ханаанейцев был настолько распространен, что в древнееврейском языке понятие «купец» и «ханааней» стали аналогами. Воротами к другим Средиземноморским странам были порты Бейрут, Библ, Тир и Сидон. Через них на экспорт уходили кедровая древесина, оливковое масло и вино. Импортировались так же египетские папирус, предметы роскоши да греческие изделия из глины и металла.

Культурная составляющая региона подвергалась самым разным влияниям. К этому просто обязывало положение. В местах, контролировавшихся египтянами, преобладал египетский стиль архитектуры. Но буквально рядом могли располагаться поселения с ассирийским зодчеством. Тот же самый принцип существовал и в отношении моды. Фигурки египетских жуков-скарабеев спокойно уживались с вавилонскими цилиндрическими печатями и хеттскими золотыми украшениями из Малой Азии. Кстати, в письме также не было однообразия. Вавилонская клинописная письменность соседствовала с египетской иероглифической, и это при том, что в Ханаане придумали собственную графику, ставшую прообразом современной европейской.

Религия ханаанеев была традиционной для того времени – языческой. Все божества персонифицировались с силами природы. Верховным считался бог Баал (Ваал). Он был богом грома и дождя, ведал туманами и росой, и от него зависело, будет ли урожай, а, следовательно, улучшится ли качество жизни всего ханаанского общества. Жена Баала Астарта ведала процессами любви и войны. Отцом Баала был Эль, матерью – повелительница моря Ашера. Часто ее вместе с Астартой называли Балаат, то есть Хозяйка. В список главных божеств входили боги: Солнца Шамаш, войны Решеф, хлеба Дагон.

Вокруг них вращалась свита из более мелких божеств, образ жизни которых был крайне специфичен. Они постоянно воевали друг с другом, находили удовольствие в постоянных совокуплениях, как между собой, так и с людьми. Из-за этого религиозные празднества в Ханаане просто превращались в демонстрацию наихудших свойств человеческой натуры. По всей вероятности, города Содом и Гоморра были рядовыми поселениями этого региона, и то, что происходило в них, случалось во всех поселениях Ханаана с разницей только в главном божестве, являвшемся персональным покровителем этого места.

Интересно то, что Ханаан не был единым государством. Поклоняясь каждый своему главному божеству, города постоянно конфликтовали между собой. Правители ссорились, часто воевали друг против друга. Внутренний порядок поддерживался слабо, поэтому поселения регулярно подвергались нападениям множества разбойничьих группировок, базировавшихся в пустынях и лесах. И хотя города Ханаана по периметру окружались стенами, но глина и камни, из которых они сооружались, были не слишком долговечным материалом, требовавшим постоянного обновления. А без этого городские укрепления от набегов грабителей, а уж тем более от нашествия мотивированной армии защищали слабо.

И чем дальше продолжалась такая ситуация, тем больше усугублялось положение дел в Ханаане. Раздробленность и отсутствие единой властной структуры постепенно привели к тому, что в целом богатый край, давший миру добываемую из моллюсков краску для ткани пурпур, первоклассных мореплавателей-финикийцев и прообраз современного алфавита, постепенно ослабевал. Оставалось получить только один сильный толчок со стороны, чтобы все посыпалось, как карточный домик.

Что нам известно о земле Ханаан

Данную ситуацию, кстати, наблюдали иностранные путешественники. Они по этому поводу оставили свои записи. В частности, документы, свидетельствующие об удручающем положении внутри Ханаана, были найдены в ходе раскопок египетского города Эль-Амарна. И подобная ситуация длилась не год и не два, а продолжалась в течение ста лет. Во многом такое положение дел объясняло, почему измотанная 40-летним блужданием по пустыне армия евреев, не имевшая у себя в тылу вообще ничего, сумела относительно легко преодолеть сопротивление ханаанских войск.

Значительную роль здесь сыграла междоусобная вражда ханаанских народов, не позволявшая им собрать единую мощную армию, способную противостоять мотивированному противнику. Ханаанские правители, лишенные единства, пытались поодиночке противостоять серьезной угрозе, исходившей от надвигавшихся многочисленных масс евреев. В итоге, проиграв поочередно все битвы, ханаанцы, которые продолжали сопротивляться, подвергались истреблению. И здесь дело вовсе не в освобождении жизненного пространства для евреев. Шла битва двух мировоззрений, языческой и монотеистической религиозных концепций. Для того чтобы язычники не научили евреев совершать такие же непотребства, какие делали ханаанцы.

Многие города (в том числе Иерихон, Вефиль, Ай) были взяты под предводительством Иисуса Навина, некоторые племена на завоёванной территории были полностью уничтожены, а некоторые после военного поражения остались жить среди завоевателей.

Появление первых древнееврейских племен (колен) в восточном Средиземноморье относится приблизительно к 1200 году до н.э., временам фараона Мернептаха. На незаселенных возвышенностях, а не на разгромленных городищах ханаанов, как утверждалось в книге Иисуса Навина, было обнаружено 250 самых древних еврейских поселений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *