21.09.2024

Йеменские евреи. История евреев Йемена

Йеменские евреи. История евреев Йемена

Йеменские евреи, иначе именуемые иудеями Темана, являются, едва ли не древнейшей иудейской общиной в мире, сумевшей сберечь в почти полной сохранности обычаи, существовавшие еще в древнем Израиле. Мало того, они еще и являются прямыми потомками тех еврейских колен, которые считаются исчезнувшими.

Первое появление евреев в Йемене

Существует легенда, что первые евреи в Йемен попали вместе с царицей Савской, правившей Эфиопией в X веке до н.э. На страницах Первой Книги Царей рассказывается, как она совершила визит к царю Соломону. На обратном пути царицу сопровождали многие тысячи евреев. Они-то и осели в Йемене. Если эту легенду принять за правду, то получается, еврейская община Йемена действительно очень древняя. Правда, далеко не все современные ученые готовы согласиться с текстами Святой Книги.

Более вероятна версия, что первые евреи в стране поселились несколько позже, а именно в преддверии разрушения Первого Храма. Считается, что 75000 благочестивых евреев покинули Иудейское царство, узнав о предсказании Иеремии. Форсировав Иордан и пройдя через Эдомские горы, они добрались до Йемена, основав там собственное царство. Судя по всему, жизнь их на чужбине не была слишком плохой, раз на призыв первосвященника Эзры возвратиться в Эрец-Исраэль они ответили отказом. За такое отступничество Эзра проклял йеменских евреев.

Йеменские евреи. История евреев Йемена

Химьяр

Более четкие свидетельства о присутствии иудеев в Йемене появляются, начиная с III века до н. э. На протяжении столетий еврейская община здесь развивалась вполне свободно. Мало того, с конца IV века и вплоть до первой четверти VI века ее влияние на местное население настолько возросло, что ряд правителей Химьярского царства, существовавшего в тот период времени на юге Аравийского полуострова, приняли иудаизм. Точно подтверждено, что в иудейскую веру обратились цари Харит ибн Амру и Зу Нувас Юсуф Асар Ясар.

Однако после того как в мире появился ислам, ситуация кардинально поменялась. В 629-630 годах новая религия добралась до Йемена, и местное население, принявшее ислам, начало быстро «перераспределять» еврейское имущество. Самих же евреев изгоняли из мест их обитания. Лишь на юге Аравии их не стали выселять и даже не пытались обратить в исламскую веру, а наряду с христианами присвоили статус «зимми» и заставили платить специальный налог.

К сожалению, новый статус резко сократил социальные права еврейского населения, опустив его на самую низкую ступень. Это выразилось, в частности, в определенных запретах: на поступление на государственную и военную службу, на ношение новой или яркой одежды; на поездки верхом, на обладание любого рода оружием. Также были серьезно урезаны возможности для зарабатывания себе на жизнь. Евреям запретили заниматься земледелием и скотоводством, а также некоторыми финансовыми операциями, в частности, ссудой денег под проценты. И в отношении религиозной деятельности для иудеев начали действовать довольно унизительные запреты. Им запрещалось читать молитвы вслух, за пределами синагог изучать Тору и даже громко трубить в шофар.

Исламский период

Столь печальная для евреев политика продолжалась в течение практически всего последующего периода, вплоть до настоящего времени. Антиеврейская практика то усиливалась, то ослабевала. К примеру, в 1174 году Йемен попал под власть Айюбидов. При них давление на евреев несколько ослабло. Но это, скорее, было исключением из существующей практики. Чаще случалось наоборот: с приходом новых правителей давление на еврейскую общину только усиливалось.

Йеменские евреи. История евреев Йемена

Не стал исключением и приход в Йемен османов. Завоевывая край, турки подвергали репрессиям местное население. Презрительное отношение к евреям приносило им сильные моральные страдания, которые с течением времени только усиливались. После выхода очередных антиеврейских законов в 1618 году иудеев просто-напросто выселили из Южного Йемена.

В 1635 году османам пришлось ретироваться с Аравийского полуострова и на четыре десятка лет для евреев наступило некоторое облегчение. Ряд дискриминационных законов был отменен, однако этот счастливый период длился недолго. Уже в 1676 году в Йемене начал править имам Ахмед Ибн-Хасан, который немедленно приступил к старой практике. Всех евреев Йемена принудительно выселили в район Мавза – прикрасноморскую зону, буквально кишащую малярийными комарами. Эти репрессивные меры нанесли колоссальный урон еврейской общине. За два года погибло множество людей, были разрушены синагоги, из которых пропали рукописные тексты, древнейшие книги и огромное количество ценных вещей.

Но власти, что называется, выстрелили себе в ногу. Дело в том, что за века запрета на ведение сельскохозяйственной деятельности йеменские евреи превратились в первоклассных ремесленников и торговцев. В свою очередь, местные мусульмане-земледельцы полностью разучились, как проводить сколь-нибудь значимые торговые операции, так и изготавливать ремесленные изделия. В итоге получился своеобразный симбиоз, когда евреи торговали и занимались ремесленничеством, а на заработанные средства покупали продукты питания. И вот когда евреев сослали в Мавза, вся система торговли и взаимообмена товарами в Йемене рухнула. Имаму пришлось срочно отменять лично им принятый закон и возвращать евреев в места их прежнего проживания.

Переселение евреев в Эрец-Исраэль

Неудивительно, что дискриминационные законы всевозможных властителей Йемена вызывали у евреев только одну реакцию – выехать из страны на свою историческую родину. Как ни странно, помог это сделать повторный приход в страну османов. Это случилось в 1872 году. Спустя всего 9 лет в Палестину, бывшую тогда частью Османской империи, переселилась первая партия йеменских евреев. Понятно, что поток их был небольшой, и к 1914 году в Эрец-Исраэле их проживало лишь порядка 3000 человек. Однако по отношению к общему числу йеменского еврейства эта цифра составляла 8%, что свидетельствовало о серьезности намерений данной диаспоры.

В дальнейшем скорость репатриации евреев из Йемена только усиливалась. К началу 1948 года в Эрец-Исраэле их уже насчитывалось не менее 35 000 человек, а это уже составляло 40% от всей йеменской еврейской общины. Последней каплей стали погромы 1947 года в Адене. После них евреев в Йемене было уже не удержать. Образование в этот момент независимого Израиля очень сильно помогло репатриации.

Йеменские евреи. История евреев Йемена

В 1949-1950 годах властями Израиля была организована операция по массовой эвакуации евреев из Йемена. В Аден прилетали самолеты, которые и вывозили соотечественников на историческую родину. В ходе этой операции, получившей название «На орлиных крыльях» (другой вариант «Волшебный ковер»), в Израиль было отправлено порядка 50 000 человек. Для тех, кто по различным причинам не смог выехать из страны, были организованы дополнительные рейсы, в 1952 и 1954 годах. Так в Израиль было доставлено еще несколько тысяч йеменских соотечественников.

На данный момент времени количество евреев в Йемене буквально микроскопическое. Если в 1985 их число составляло около 1500 человек, то в 2001 эта цифра сократилась до 200. Репатриация оставшихся еврейских соотечественников продолжается до сих пор. Так в 2016 году в Израиль были вывезены 19 человек, жизням которых, как заявили израильские власти, угрожали хуситы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *