21.09.2024

Рут (Руфь) – праведница, прабабушка царя Давида, героиня Книги Рут

Благородство человеческое, как и понятие времени, не может иметь точного и полного определения. Однако человек, обладающий им, может вершить поистине великие дела, которые останутся в памяти следующих поколений. История моавитянской женщины Рут может служить тому ясным подтверждением.

Рут (Руфь) - праведница, прабабушка царя Давида, героиня Книги Рут

Рут родилась в 1007 году до н.э. в семье моавитянского царя Эглона – властителя страны крайне враждебно настроенной, как к собственно евреям, так и к Израилю. Но принцесса Моава сумела преодолеть эти противоречия, в результате чего стала праматерью самых великих царей Израиля – Давида и Соломона. И помогло ей в этом, не только невероятное стечение независящих от воли Рут обстоятельств, но и величайшее благородство этой женщины.

Случилось так, что однажды в районе города Бейт-Лехем (одно из названий Вифлеема) был неурожайный год. Из-за этого семья знатного и богатого горожанина Элимелеха решила эмигрировать в соседний Моав, в котором откровенного голода не было. К слову, Эхимелех входил в число знаковых для евреев людей. Его корни уходили к самому Йеуде – родоначальнику одного из колен Израилевых. Захватив с собой жену Наоми и двух сыновей, Махлона и Кильйона, Эхимелех прибыл в Моав.

Судя по всему, знатный израильтянин поначалу думал только «пересидеть» в Моаве голодный период на своей родине, однако наследника одного из колен Израиля в Моаве приняли уж слишком хорошо. При условии, что Эхимелех останется в Моаве навсегда, ему была дарована свобода действий, а сыновьям отдавали в жены принцесс Орпу и Рут. От такого предложения отказаться было нельзя, поэтому все мужчины семьи решили навсегда осесть в Моаве. Решение оказалось роковым для них. Один за другим они, разорившись, ушли из жизни, оставив своих жен бедными вдовами.

Старшая из женщин Наоми решила оставить Моав и возвратиться в Израиль. Обе невестки, заявив, что не оставят свекровь одну, отправились вместе в ней. У границы двух государств Наоми предложила молодым вдовам сделать окончательный выбор: возвратиться назад, к своему отцу, царю Моава Эглону, или пойти с ней в неизвестность и бедность. Орпа решила вернуться обратно. Впоследствии она создала новую семью, из которой вышел злодей Голиаф. Рут же отказалась возвращаться. Приняв еврейскую религию, она всем сердцем воспылала любовью к единому Богу, а значит, в душе стала еврейкой, решив навсегда связать свою жизнь с еврейским народом, чего бы ей это не стоило.

Наоми и Рут возвратились в Бейт-Лехем полными нищенками. Гордость не позволила Наоми обратиться за помощью к своим более состоятельным родственникам. Единственной возможностью прокормиться для них стало собирание оставшихся на полях после уборки колосков злаковых растений. Для израильских бедняков это была стандартная процедура. Состоятельным евреям даже было заповедано три способа незаметной помощи бедным. Первый – пэа – оставшаяся неубранной полоса поля. Второй – шохеха – забытый жнецами сноп. Третий – лекет – отдельные колосья, оставшиеся на земле.

Учитывая, что третий способ был наименее продуктивным, забытые колоски собирали самые слабые и беззащитные люди. Рут, за которой кроме Наоми никто не стоял, стала заниматься именно сбором колосков. Единственным положительным фактором в данном случае было то, что это было поле родственника Наоми по имени Боаз. Он был не просто состоятельный, но и очень влиятельный человек, отождествлявшийся в Талмуде с Ивцаном, одним из судей Израиля.

Проверявший работу жнецов Боаз обратил внимание на скромную и трудолюбивую молодую женщину, собиравшую колоски. Разузнав, кто она, Боаз решил незаметно помочь ей и своей родственнице Наоми. Он приказал жнецам быть менее тщательными в сборе колосьев, чтобы женщины могли больше собрать столь необходимого им хлеба. Потом распорядился кормить и поить Рут наряду со своими работницами, что еще больше облегчило жизнь бедных женщин. Но такое положение дел не могло продолжаться долго. Сбор урожая в Израиле длился от силы три месяца, после чего бедняки предоставлялись сами себе.

Боазу и Наоми требовалось что-то решать, но ситуация была запутанной донельзя. Сам Боаз был уже очень пожилым человеком, Наоми тоже, а молодая Рут – моавитянка. А за все злодеяния Моава в отношении евреев им навсегда запретили родниться с детьми Израиля. Помочь в данной ситуации мог бы левиратный брак, когда бездетная вдова еврея выходила замуж за его близкого родственника. Но вот обойти запрет на родство с моавитянами было гораздо сложнее.

Выход был найден в Устной Торе. Согласно ее комментариям запрет распространялся только на мужскую часть моавитян. Женщин же моавитянок он не касался. Под конец уборочной страды Наоми предложила Рут сделать следующее: выведать место, где будет на ночь ложиться спать Боаз, прийти к нему и сделать прозрачный намек: либо левиратный брак, либо халица (прилюдный отказ от женитьбы), что являлось позором для рода. Судя по всему, обе стороны стремились к общему знаменателю, и приход Рут на гумно к Боазу просто ускорил процесс.

В итоге, между высокими договаривающимися сторонами была сыграна свадьба, узаконившая отношения Рут и Боаза. Самой молодой женщине это большого счастья не принесло. Ее супруг скончался буквально на следующий день после свадьбы. Однако для истории Израиля этого оказалось очень много. От Боаза у Рут родился ребенок, которому дали имя Овед, внуком которого впоследствии стал мальчик Давид. Последнему, как известно, судьба предназначила возвыситься до царей Израиля. За свое благородство и верность идеям религии евреев Рут была награждена. Она смогла увидеть на троне не только своего правнука Давида, но и праправнука Соломона.

Таким образом, благодаря высшей воле удалось восстановить справедливость в отношении Наоми, а обладающей исключительным благородством Рут не только выбраться из нищеты, но и стать прародительницей самых выдающихся царей Израиля – Давида и Соломона. Имена же тех людей, которые препятствовали Рут, в истории не сохранились. Что же касается другого дальнего родственника Рут, Голиафа, то он был убит Давидом в поединке. И это, пожалуй, единственный из недругов Рут, который известен истории, но и то, только благодаря тому, что он не был ее прямым врагом, да и погиб в поединке с Давидом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *