20.09.2024

Чем еврейские фамилии отличаются от немецких?

Прежде чем перейти к основному повествованию, следует привести один занимательный факт. Гражданин Германии, выходец из Восточной Пруссии Вернер Гольдберг, призванный в вермахт в 1938 году, как-то попался на глаза фотографу.

Чем еврейские фамилии отличаются от немецких?

Собственно говоря, это и неудивительно, ведь парень был участником польской кампании, и к тому же обладал образцовой нордической внешностью. Фото с его изображением вскоре попало на плакаты, и солдат стал участником пропагандистской кампании как идеальный арийский солдат. Чуть позже, правда, ее пришлось свернуть, так как выяснилось, что Вернер Гольдберг – немец только наполовину, а на самом деле он был сыном еврея, перешедшего в христианство.

Скандал, конечно, заглушили. Но как так получилось, что сын еврея, невзирая на принятые в 1935 году расовые законы, беспрепятственно попал в армию, да еще и стал героем пропагандистской кампании? И дело здесь не только во внешности. Причина кроется в сходстве немецких и еврейских фамилий, которые зависели от другого фактора. В основу идиша, языка евреев-ашкеназов, был принят один из южнонемецких диалектов. Так случилось, потому что именно на германских территориях появилась и сама ашкеназская подгруппа еврейского этноса.

А теперь рассказ о том, как собственно у евреев появились фамилии, ведь изначально их не было, как и у других народов Ближнего Востока. Людей запоминали по их именам с уточнением: сын или дочь того-то. Но так как и это не всегда срабатывало, ведь людей становилось много, а имен существовало гораздо меньше, то для уточнения могли использоваться географические ориентиры (из Рима, Иерусалимский), род занятий (сапожник, писарь, торговец), даже эпитеты (благообразный, красивый).

Но такое положение вещей не могло продолжаться до бесконечности. В Европе начался процесс паспортизации населения, и евреи как часть населения континента также должны были пройти через данную процедуру. С 1787 года евреям Австрийской империи требовалось получить фамилии по немецкому образцу. Они особо этому и не противились, ведь в еврейской среде носители фамилий уже были. Правда, это была прослойка из очень авторитетных или состоятельных людей – потомков влиятельных раввинских семей или очень богатых евреев, имевших дела с королевской властью.

Итак, с конца XVIII столетия процесс присвоения евреям фамилий начался. Он зависел от региона, рода занятий человека и суммы денег, которую конкретный человек мог дать за благозвучность своего имени ответственному чиновнику. Так и появились на свете Шнайдеры, Гольдшмиты, Кауфманы, Фишеры и многие другие еврейские фамилии, указывавшие на род занятий человека. Примечательно, что точно такие же фамилии имели и этнические немцы, ведь они точно так же торговали, ловили рыбу, портняжничали и занимались ювелирным делом.

Правда, были и исключения. Ряд немецких фамилий просто по определению не могли стать еврейскими. Все они касались занятий сельским хозяйством. Евреям запрещалось иметь собственные наделы земли, и поэтому фамилий типа Бауэр (крестьянин) или Швайнехирте –(свинопас) у них не могло быть в принципе.

Но не следует думать, что только для евреев существовали исключения. Было такое и с немецкой стороны. К примеру, европейцы не занимались займом денег под проценты, поэтому фамилия Вухерер (ростовщик), хотя и звучит на немецкий лад, но этнический немец не мог ее носить. Да и ряд других, милых сердцу евреям типа Эйдельштейн, Рубин, Диамант были просто неприемлемы для немцев.

Практику присвоения евреям фамилий на немецкий манер продолжил французский император Наполеон Бонапарт. Когда он захватил почти всю Западную и Центральную Европу, то в 1808 году издал указ, по которому в Пруссии все евреи должны были получить фамилии. Здесь ситуация с их присвоением, хотя и была похожей на австрийскую, но приобрела и собственные элементы. Появилась практика нестандартного совмещения немецких слов. Так и всплыли на свет Гольдберги, Розенберги, Эйнштейны, Вассерманы и многие другие. Этнические немцы к подобной практике не прибегали.

Кроме того, евреи использовали для фамилий вполне немецкие названия животных, некоторые из которых ассоциировались у них со своими историческими персонажами. Так что, добавив к слову «гирш» (олень), «вольф» (волк) или «лев» (лев) какое-нибудь окончание, получались вполне приемлемые и благозвучные для иудеев фамилии. Подобная практика наблюдалась и с традиционными еврейскими именами либо давнишними фамилиями. Если к Когану или Леви добавить немецкое окончание, то получалась чисто еврейская фамилия. Вот и ходят теперь по миру Гиршманы, Мендельсоны и Левинсоны.

Также продолжилась практика присвоения фамилий, образованных по месту жительства гражданина. Винер, Вильнер, Ковнер, Познер, Лемберг, Прагер четко указывают на географическую привязку человека – австрийскую Вену, белорусские Ковно и Вильно, польскую Познань и Лемберг (ныне украинский Львов), чешскую Прагу. Такая практика также не применялась по отношению к немцам, чехам, полякам и другим нациям.

Но были, оказывается, и некоторые фамилии, формально относящиеся к немецкоподобным, но использовавшиеся евреями как своими. Одну из них, печально известную, знают многие – это Гитлер. Она в равной степени и немецкая, и еврейская. А все потому, что у разных народов данная фамилия имеет разные толкования. Как немецкая она произошла от слова «хюттелер», что в переводе означает «строитель хижин». У евреев же эта фамилия ведет свое начало от двух понятий. Первое – еврейское имя Гита. Второе – слово «гитл», обозначающее «телогрейка». И как бы неприятно не звучала данная фамилия для большинства жителей планеты, у евреев это вполне рядовая фамилия. Кстати, ее носят довольно много представителей этой нации, гораздо больше, чем немцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *