20.09.2024

Как одна еврейская семья пыталась оспорить право собственности на полуостров Лабрадор

Площадь современного Израиля составляет 22 072 квадратных километров. А может ли кто-нибудь представить себе Израиль большим примерно в 7 раз? А ведь такое вполне могло произойти, будь одна еврейская семья немного удачливее.

Как одна еврейская семья пыталась оспорить право собственности на полуостров Лабрадор

Правда, еврейское государство тогда находилось бы не на берегу Средиземного моря, а гораздо севернее – на полуострове Лабрадор. Но зато это могло бы произойти на несколько столетий ранее, да и, возможно, у еврейского народа не произошло бы такой катастрофы как Холокост.

Впрочем, обо всем по порядку. Некогда в Португалии жил еврейский род де ла Пенья. Однако в конце 1400-х годов португальские власти вслед за испанскими начали принуждать проживающих на их территории евреев принимать христианство. Некоторые поддались такому давлению и приняли христианство, однако большинство отправилось в эмиграцию. Часть из них подалась на юг в контролируемую арабами Северную Африку, другие же выехали на север, в так называемые Нижние земли, сейчас известные как Нидерланды.

В числе переехавших в Голландию иудеев оказался некто Луиш де ла Пенья – человек, которого инквизиция приговорила к сожжению на костре за связь с дьяволом. Его потомки освоились на новой родине и занялись купечеством. А так как страна в тот период была крупным, выражаясь современным языком, торговым хабом, государство владело многочисленным торговым флотом. Купцы рода де ла Пенья как раз и плавали на таких судах, приобретая и продавая заморский товар.

Но однажды с торговым судном, где находился Джозеф де ла Пенья, произошло драматическое происшествие. В Атлантическом океане оно сошло с курса и вынужденно пристало к неведомому берегу. Произошло это в 1677 году, а неизвестная земля была побережьем полуострова Лабрадор. По стандартной для тех времен традиции на незнакомом берегу мореплавателями незамедлительно был установлен герб Оранской династии, а открытая территория провозглашена землями голландской королевской семьи.

Не сразу, но королевская благодарность возвратилась к роду де ла Пенья. Севший на английский трон Вильгельм III Оранский пожаловал в вечное наследственное пользование первооткрывателю Лабрадора солидные земельные угодья, лежащие на полуострове между 54-м и 60-м градусом северной широты. Род де ла Пеньи стал не номинальными, а полноправными их владельцами этих территорий, включая все леса, реки, подземные богатства.

Как одна еврейская семья пыталась оспорить право собственности на полуостров Лабрадор

В дарственной был еще один пункт. Если кто-то позарится на земли де ла Пенья, король гарантировал ему поддержку и защиту, в том числе и с применением армии. За период всей истории еврейского народа не было случая, чтобы еврею доставался такой огромный земельный надел. Сейчас точно подсчитано, что владения рода де ла Пенья располагались на 150 000 кв. км. Напомним, что современный Израиль расположился на скромных 22 072 квадратных километрах земли.

Только вот преуспевающим голландским купцам вовсе не хотелось перебираться в далекие необжитые земли. Они неплохо кормились и в Европе. К тому же нашлись люди, которые готовы были платить немалые деньги за саму возможность торговать с индейцами Лабрадора и новыми поселенцами полуострова, прибывавшими туда из Европы. Так получилось, что за добрых два века владения Лабрадором, ни один из представителей рода де ла Пенья ни разу не побывал на полуострове. Мало того, они даже не интересовались судьбой своих заморских владений.

А раз хозяин не следит за своим имуществом, всегда найдется тот, кто захочет им завладеть. Северная Америка стала активно обживаться. Центральная ее часть попала под протекторат Великобритании, а северные земли стали французским владением. Дальше началось активное противостояние британцев и французов, в котором обе стороны стремились расширить свои территории. Победили британцы, и по договору от 1763 года Лабрадор окончательно стал их землей. А на то, что девятой частью полуострова имел вполне законное право владеть совершенно другой хозяин, никто не обращал уже ни малейшего внимания.

Опомнились де ла Пенья лишь в XIX столетии. Однако к тому моменту все основные границы стран более-менее стабилизировались, так что изменить их могла только мощная военная сила. Но де ла Пенья решили пойти другим путем. Узнав из СМИ, что между канадской провинцией Квебек и британским доминионом Ньюфаундленд пошли препирательства относительно границы, пролегавшей на полуострове Лабрадор, они попытались вклиниться в этот спор. Проживавший тогда в Монреале раввин Исаак де ла Пенья предоставил судейской коллегии документы, в которых говорилось, что значительная часть полуострова является его собственностью.

Как одна еврейская семья пыталась оспорить право собственности на полуостров Лабрадор

Исаак де ла Пенья подал сразу два параллельных иска: один – властям Квебека, а другой – властям Ньюфаундленда. Но понятно, что в сложившихся условиях ему стали бы противодействовать, а не помогать. Как минимум, суды будут всячески оттягивать по времени решение данного вопроса. Первой же зацепкой оказался факт наличия подтверждения уплаты в казну Голландии пошлины в размере десяти гульденов золотом. По законам тех времен несвоевременная оплата пошлины приводила к аннулированию договора.

Исаак де ла Пенья бросил клич своим европейским родственникам, и те сумели отыскать требуемый документ. Действительно, де ла Пенья пошлину оплатили своевременно, поэтому по закону владели частью Лабрадора. Но землю никто отдавать не собирался, поэтому процесс затягивали, как могли. С начала ХХ века и до конца 1930-х годов прошло несколько судебных заседаний, которые закончились для де ла Пенья ничем. Потом началась война, в огне которой большая часть европейских родственников погибла.

Но в 1950 году оставшиеся в живых вновь пошли на штурм судебных инстанций. И снова они потерпели фиаско. Проиграв подряд все суды, де ла Пенья предприняли попытку даже подать иск в Международный суд в Гааге, однако и там не нашли понимания. Эстафету принял в 1983 году Дэниел де ла Пенья, врач из штата Южная Каролина, приходившийся внуком раввину Исаака. Однако у настроенной против де ла Пенья судейской коллегии и в этот раз нашлась отговорка. Воспользовавшись фактом, что Ньюфаундленд с 1948 года входит в состав Канады, судьи заявили, что голландский феодальный закон на данной территории не имеет силы.

Вот так из-за обстоятельств евреи лишились огромного земельного надела в несколько раз большего Земли Обетованной. Вполне возможно, что начни на Лабрадор заселяться евреи еще в ту пору, то значительная часть полуострова сейчас была бы развита не хуже современного Израиля. Если же принять во внимание богатейшие природные ресурсы региона, то это был бы процветающий край.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *