20.09.2024

Почему советские евреи платили миллионы рублей, чтобы уехать в Израиль

В 1975 году в США обрела ранг закона поправка Джексона – Вэника, разработанная американскими политиками в знак протеста относительно введенного в Советском Союзе правила, получившего неофициальное название «образовательный налог».

Почему советские евреи платили миллионы рублей, чтобы уехать в Израиль

Принцип его состоял в том, что граждане страны, желающие выехать из нее для постоянного места жительства в другую страну, должны были компенсировать расходы государства на их образование.

Началось все с того, что после 1967 года из СССР изъявили желание эмигрировать в Израиль очень много евреев. Собственно, данная проблема не нова. Нечто подобное с определенной регулярностью происходило и в других странах, только вот в СССР это было обусловлено одним специфическим условием. В отличие от большинства других стран образование, в том числе и высшее, в Советском Союзе было бесплатным. Все расходы по обучению молодежи брало на свои плечи государство.

Почему советские евреи платили миллионы рублей, чтобы уехать в Израиль

Следует учитывать и еще один момент. Евреи – нация, сильно отличающаяся по уровню образованности от других национальностей, проживавших в СССР. Количество евреев, имевших высшее образование и ученую степень на душу населения существенно превышало такие же показатели у других наций. И вот после 1967 года за рубеж устремились выехать в основном евреи, бывшие советскими гражданами. А значит, страна теряла тысячи высококлассных специалистов, которые до этого работали на ответственных должностях.

Понятно, что быстро заменить хорошо знающих дело людей непросто. Тогда в СССР придумали, как казалось, беспроигрышный ход. Не запрещая в принципе выезд евреям из страны, их обязали компенсировать затраты государства на их обучение. Дополнительно обкладывались налогом люди с учеными степенями: чем выше было ученое звание гражданина, тем большую сумму ему требовалось выложить за разрешение на эмиграцию.

Официально «образовательный налог» вступил в силу в августе 1972. В отделениях ОВИР, куда обращались за разрешениями будущие эмигранты, появились некие «ценники». Официальную базу под них подвели лишь спустя несколько месяцев, опубликовав указ Правительства СССР №884, датированный 27 декабря 1972 года. Размер положенных выплат колебался в пределах 4 500-12 000 рублей, что зависело от специальности человека и вуза, в котором он учился.

Кандидатам наук дополнительно требовалось оплатить каждый год обучения в аспирантуре. Трехгодичный курс аспирантуры государство «оценило» в 5 100 рублей. Докторам наук требовалось «раскошелиться» на 6 400 рублей. На этом фоне обязательный налог в 900 рублей за оформление бумаг на эмиграцию выглядел сущими копейками. Зато на фоне средней заработной платы в СССР (около 130 рублей в месяц) это были просто гигантские деньги, которые достать людям было крайне непросто.

Данное решение, как бы оно ни выглядело внутри Советского Союза, за его пределами интерпретировалось в исключительно негативном плане. Естественно, первыми забили тревогу Израиль и США. Потом к ним подтянулись и другие страны коллективного Запада. Там даже сравнили введение «дипломного налога» с работорговлей, и не было такого мероприятия в западных странах, где эту тему не муссировали бы.

Собственно, Советский Союз был самодостаточным государством, и он мог бы смотреть, что называется, сквозь пальцы на устраивавшуюся шумиху, если бы не одно «но». Как раз в это время начался период разрядки напряженности между СССР и США. Страны стали отходить от жесткой конфронтации 1960-х годов, вели конструктивный диалог и даже разрабатывали совместные крупные проекты.

Кроме того, вырисовывалась еще одна картина. После 1967 США со своими союзниками из Западной Европы стали повсеместно поддерживать Израиль в его противостоянии с исламским миром. В свою очередь, СССР сделал ставку на мусульман. В итоге выходило, что страны коллективного Запада, как бы они ранее не относились к евреям, в тот момент времени выступали как проводники просвещения и цивилизации.

Советский же Союз, поддерживая арабов в данном противостоянии, выступал в ретроградной роли и своими действиями мешал прогрессу. Отсюда плавно делался вывод – «дипломный налог» в СССР это угнетение проживающих в нем евреев, а значит, надо развивать движение народов в их защиту. И оно появилось, естественно, хорошо спонсируемое все теми же просвещенными государствами, вернее их специальными структурами.

И вот тут на арене очень вовремя появился конгрессмен Чарлз Вэник, поднявший в палате представителей США еврейский вопрос. Прочитав пространную речь об ущемлении прав советских евреев, особенно тех, кто собирается выехать в Израиль, он предложил обсудить поправку к закону об иностранной помощи от 1961 года. Фактически, используя прецедент «дипломного налога», Вэник внес предложение ограничить торговые связи с СССР, которое было одобрено.

По правде сказать, несмотря на положительное решение по поправке Вэника, особого восторга в палате представителей она не вызвала. Разница между проголосовавшими «за» и «против» была всего в 28 человек, а еще 120 воздержались. Однако начало было положено, и дальше работа очернения СССР пошла более бойко. Сенаторы подавляющим большинством голосов проголосовали за снятие режима наибольшего благоприятствования в торговле с СССР.

И чем дальше, тем громче раздавались крики об ущемлении прав советских евреев. На заседаниях и в телеинтервью приводились некие цифры и списки, в которых «подтверждалась» правдивость моментов угнетения советских евреев и заявлялось, что указанные в «дипломном налоге» суммы законным порядком евреи выплатить не могут. Общий посыл был такой: СССР должен отказаться от «дипломного налога» и разрешить гражданам еврейской национальности спокойно покидать пределы страны, в какое бы государство они не собирались бы выехать.

В конце концов, шум достиг вершин советской власти. Там начали понимать, что в США нащупали весьма уязвимое место. Ведь если в СССР образование бесплатное, то о какой компенсации за него может идти речь? Делался вывод: в этом случае замешан антисемитизм. Чтобы избавиться от столь негативного штампа, в Москве решили пойти на уступки. 20 марта 1973 года на секретном заседании Политбюро ЦК КПСС было решено «закрыть глаза» на компенсационные выплаты и разрешить евреям выезжать из страны без них.

Интересно, что об этом решении уже на следующий день заявила израильская газета «Йедиот ахронот». Москва сдалась, и хотя официально «дипломный налог» в стране не отменили, но по факту так и произошло. В решении советских лидеров победила внешняя политика, наступившая на горло внутренней. Казалось бы, Москва пошла на уступки, и Западу тоже можно прекращать свою риторику. Однако так не произошло.

Поняв, что на данной теме можно еще неплохо зарабатывать, американские политики только усилили антисоветскую риторику. И хотя Государственный департамент еще вяло сопротивлялся, натиск «ястребов» только усиливался. Как итог, поправка Джексона – Вэника, существенно ограничивавшая возможности Советского Союза торговать с США, в 1975 году вступила в силу. Это произошло, несмотря на то, что предмета спора уже не было.

Потом, когда СССР доживал последние дни, и советским евреям разрешили беспрепятственный выезд из страны, данную поправку все еще не отменили. Ее действие просто заморозили до 2012 года. Правда, потом появился «акт Магницкого», в точности повторяющий все те запреты, которые отменили в поправке Джексона – Вэника. Из этой истории следует только один вывод. Все, что происходило в начале 1970-х годов – не про деньги и компенсацию расходов евреями за полученное образование. Это большая политическая игра, тянувшаяся несколько десятилетий, в которой советские евреи были только инструментом, этаким рычагом давления на СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *