21.09.2024
Факты
👀 2

Возможно ли, что Шекспир был еврейкой?

О жизни английского драматурга Уильяма Шекспира известно не так уж много. Большинству наших современников вполне достаточно краткого изложения его биографии. Однако для специалистов-литературоведов вопрос биографии этого английского литератора является крайне важным и вот почему.

Возможно ли, что Шекспир был еврейкой?

Существует большое количество косвенных признаков, говорящих о том, что реально живший Уильям Шекспир и автор 38 исторических хроник, трагедий и комедий, 154 сонетов, представлявших собой непревзойденные образцы прекрасной поэзии, философии и мудрости, являются, возможно, разными людьми.

Еще начиная с XVIII столетия в среде литературоведов возникли определенные подозрения на авторство Шекспира относительно ряда его произведений. По мере приближения к настоящим временам количество критически настроенных экспертов только увеличивалось. Различными исследователями предлагались собственные кандидатуры на место Шекспира, и к настоящему времени количество подобных кандидатов вплотную приблизилось к цифре 80.

Возможно ли, что Шекспир был еврейкой?

Очень оригинальную версию высказал британский литературовед Джон Хадсон, предложивший на место Шекспира реально существовавшую женщину Амелию Бассано. Озвучив свою догадку еще в 2008 году, он в дальнейшем скрупулезно собирал доказательства правильности данной версии. Кстати, многие из них являются вполне правдоподобными. Как минимум, информация, собранная Хадсоном, совершенно не противоречит известным фактам биографии самого Шекспира. А если это так, то к ним следует присмотреться повнимательнее.

Вначале необходимо рассмотреть личности самих персонажей. Уильям Шекспир – парень, пришедший в Лондон из английской глубинки, который имел 6-классное образование. Грамотность его была настолько слабой, что даже имя свое писал он малоразборчиво и каждый раз по-другому. Участвовал в судебных тяжбах относительно каких-то мелких денежных сумм, смог купить земельный участок в Стрэтфорде. Доказанная творческая сторона биографии – это наличие акций театра «Глобус» и участие в двух пьесах Бена Джонсона.

В свою очередь, Амелия Бассано была дочерью привезенного королем Генрихом VIII из Венеции крещеного еврея Баптисто Бассано, исполнявшего функции придворного музыканта. Девочка с детства привыкла жить рядом с театрами. Со временем повзрослевшую Амелию направили в дом состоятельной и образованной графини Уиллобоу. Здесь девушка не только имела возможность встречаться с образованнейшими людьми того времени, но и сама стала изучать ряд предметов, а именно: латинский и греческий языки, библию, историю.

И вот здесь-то и всплывает первая связь между еврейкой Бассано и англичанином Шекспиром. Будучи совсем юной девушкой, Амелия стала любовницей королевского камергера и первого барона Хансдона Генри Кери., который в силу должностных обязанностей контролировал все театры Британии, попутно покровительствуя и театру, ставившему пьесы Шекспира. Как известно, институт фаворитизма в те времена зачастую играл важнейшую роль в продвижении по службе тех или иных людей. Вот и Бассано вполне могла получить, имея достаточные знания и навыки, доступ к положению и контактам, канонически приписывающимся Шекспиру.

Однако быть фавориткой высокопоставленного чиновника и талантливым творцом не всегда равнозначно. Здесь должно быть кое-что еще, чем, кстати, обладала Бассано, и что отсутствовало у реального Шекспира. Во-первых, Уильям ухитрился вырастить собственную дочь абсолютно безграмотной, что сложно сделать в семье человека, написавшего множество поистине гениальных произведений. Во-вторых, сам Шекспир никогда не покидал пределов Англии. И тут возникает вопрос о том, как, собственно, он мог получить точную информацию о тех странах, которые описывал в своих произведениях? В частности, об Италии.

А вот Амелия Бассано могла получить такую информацию из первых рук, от собственного отца, являвшегося выходцем из Венеции. Мало того, в 1590-х годах эта женщина выезжала из Англии в Италию. После этой поездки, по версии Хадсона, она и могла выдать на-гора серию пьес, в которых удивительно точно показан быт современной Италии. К примеру, в драме «Отелло» есть детальное описание фрески, которая действительно существует. Она находится на стене одного из венецианских домов.

Подтверждением того, что реально существовавший Шекспир детально и точно описывал вещи, в которых абсолютно не разбирался, являются описания соколиной охоты. Просто по уровню своего положения в обществе реальный Шекспир не мог принимать участия в подобных мероприятиях. А вот Амелия Бассано как особа, приближенная к высшим слоям общества, вполне могла, ведь ее высочайший покровитель попутно был главным сокольничим королевских охотников. Кроме того, муж Амелии Альфонсо Ланье сам был придворным сокольничим. Может быть, именно поэтому, в произведениях Шекспира полсотни раз со знанием дела описываются детали соколиной охоты с употреблением специальной терминологии. Кроме того, в комедии «Укрощение строптивой» молодой муж Петруче прекрасно перевоспитывает строптивую жену, используя именно методы приручения соколов.

Следующий факт. До сей поры не обнаружено ни одного произведения Шекспира, записанного его собственной рукой, да и расписывался он каждый раз по-иному. Был сделан вывод, что даже писать Уильям умел с большим трудом. Однако подсчитано, что им было описано примерно 2000 музыкальных образов. Для человека с хромающей грамотностью подобное является подвигом. Впрочем, если на его место поставить Бассано, то все чудесным образом становится на свои места.

Известно, что Амелия выросла в семье двух музыкантов (отец и дедушка по матери), многие из ее ближайших родственников тоже имели непосредственное отношение к музыке. А кузен по материнской линии сам был популярным композитором и (вот уж совпадение) автором практически всех песен, исполняемых в пьесах Шекспира.

Возможно ли, что Шекспир был еврейкой?

Есть еще один отчетливо просматриваемый феномен героев Шекспировских сонетов. Читая их, порой создается отчетливое впечатление, что вся страсть в них обращена не к женщине, что вполне естественно, а к мужчине. Для времен, когда инквизиция за однополую привязанность запросто отправляла человека на костер, подобное было просто немыслимым. Но если сонеты писала женщина, все вновь становится на свои места. Просто Бассано создавала поэтические шедевры от своего имени, вкладывала в них собственные чувства, потому и слышатся в них призывы к любимому мужчине..

Есть еще один интересный факт. В ряде произведений Шекспира с абсолютной точностью описаны еврейские обычаи, используются еврейские слова, речевые обороты и образцы поведения, которые мог знать только представитель этой национальности. Шекспир, как известно, иудеем не был. Конечно же, среди его знакомых могли быть и евреи, однако с такой точностью описать их обычаи и образцы поведения не поможет ни одно знакомство. А вот Бассано была еврейкой.

И наконец, последний довод. В 1623 в очередном издании «Отелло» появились дополнительные 163 строчки, в которых называются имена членов семьи Бассано (!). В принципе, даже такое может быть: авторские дополнения, правки и т.д. Однако к этому моменту реальный Шекспир давно уже ушел из жизни, а вот Амелия была жива. И именно она могла внести изменения в текст уже готового произведения, что, собственно, и было ею сделано.

Такие вот оригинальные подробности можно узнать, если внимательно присмотреться к, казалось бы, всем известным фактам из жизни великого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *