20.09.2024

Ближневосточная гонка вооружений фантастическими ракетами

1957 год запомнился всем как начало космической эры человечества. Впервые на орбиту Земли был выведен спутник, созданный руками людей. Потом все пошло по нарастающей, и в 1961 году в космос уже отправили человека.

Ближневосточная гонка вооружений фантастическими ракетами

Столь быстрое развитие технологий создало у многих политиков регионального уровня ошибочное мнение, будто создание ракетной техники – дело довольно несложное. Помогал им уверовать в подобную мысль и тот факт, что первые баллистические ракеты в конце Второй мировой войны использовала Германия.

Масла в огонь ракетной гонки подливало затянувшийся арабо-израильский конфликт, когда группа исламских стран старалась уничтожить молодое независимое государство Израиль. В создавшейся ситуации ему ничего не оставалось делать, как искать новые вооружения, с помощью которых независимость молодого государства оказалась бы надежно защищена. Особенная необходимость в этом возникла, после того как Израиль провел успешную, но бесполезную военную кампанию за Синайский полуостров. Не мешкая, страна включилась в ракетную гонку, и о своих первых достижениях объявила уже в середине 1961.

В июле этого же года миру была представлена баллистическая ракета «Шавит-2», запуск которой широко освещали израильские СМИ. Фактически Израиль объявил, что вступил в закрытый клуб космических держав, которых на тот момент времени насчитывалось всего две – СССР и США. Эффект, прежде всего, информационный, был ошеломляющий. Как же, у подножия огромной ракеты, гордо посматривая на нее, расхаживают первые лица Израиля: Давид Бен-Гурион, Голда Меир, ряд других министров.

5 июля 1961 года состоялся успешный запуск «Кометы-2» (именно так с иврита переводится слово «шавит»). Информационный мир буквально взорвали кадры кинохроники и подборки фотографий, на которых первые лица Израиля гордо осматривают колоссальных размеров ракету, а потом еще и наблюдают ее успешный старт. Шум поднялся поистине вселенского масштаба. Шутка ли, Израиль смог самостоятельно построить баллистическую ракету межконтинентального класса, используя только собственные наработки.

К пиару ракеты подключились и представители государственной компании Rafael – разработчики и изготовители «Шавита». Они вовсю расписывали достоинства своего детища, особенно напирая на то, что ракета по своему уровню соответствует советским и американским аналогам, но создана исключительно силами собственных разработчиков. Правда, за всем этим шумом как-то затерялось абсолютно спокойное отношение главных конкурентов по «ракетному клубу» США и СССР к появлению израильского продукта.

Тем не менее, спокойствие главных ракетных держав того времени объяснялось предельно просто. Никакой ракеты межконтинентального класса у Израиля не было. То, что показали в кадрах кинохроники, было самым примитивным образцом, оснащенным твердотопливным двигателем. Реальные размеры детища компании Rafael для публики были более чем в 3 раза завышены: вместо заявленных 12-ти метров ракета была не более 4-х. Понятно, что и дальность полета не могла превышать нескольких десятков километров, поэтому до космоса дотянуться она явно не могла.

Вся же кино- и фотохроника была ничем иным, как банальным монтажом. Сама «межконтинентальная» ракета и кадры, где ее саму и ее запуск смотрят первые лица государства, снимались по отдельности, и только потом монтировались в студиях. Однако массированная информационная атака и не рассчитывалась на ведущие державы. Целью ее были страны арабского мира, а вот они реально испугались. И на Ближнем Востоке разгорелась гонка ракетных разработок. Ее подстегивали реально истерические статьи на страницах арабской прессы, буквально сеявшие панику. Выходило, что хитрые евреи смогли создать носители, запускающие оружие в космос, и с их помощью они вскоре могут завоевать весь арабский мир. В создание ракет были вброшены солидные деньги, и работа закипела. Ближе всех по этой теме продвинулись египтяне. Пригласив для сотрудничества инженеров из Германии, некогда работавших с самим «отцом» немецкого ракетостроения Вернером фон Брауном, они очень скоро смогли похвастаться собственной баллистической ракетой El-Kakhar.

В 1962 году получила широкое распространение уже египетская хроника, показывающая успешный старт своего «космического носителя». Но и к появлению египетского «вундерваффе» сверхдержавы отнеслись со стоическим спокойствием. Несмотря на то, что египтяне выдавали свое творение за настоящий технологический и научный прорыв, там знали, что «на крыло» они поставили несколько обновленный клон немецкой баллистической ракеты «Фау», использовавшейся некогда для бомбардировки Англии. Правда, египтяне хотя бы не заявляли, что El-Kakhar является результатом их собственной разработки.

То, что все эти ракетные программы по большому счету оказались банальными мистификациями, показало время. Спустя 5 лет после успешного старта египетской ракеты, произошел конфликт 1967 года, известный, как Шестидневная война. Несмотря на то, что за прошедшие годы каждая из сторон конфликта могла произвести значительное количество ракет, ни одна из них так и не была запущена по своим противникам. Ладно, Израиль. Он быстро одержал победу и закрепился на захваченных позициях. Но проигравшие арабские страны могли же запустить по обидчикам собственные ракеты.

Да, могли, но этого сделано не было. Израиль не расстреляли баллистическими ракетами, потому что их попросту не было. Программу свернули, а единичный запуск так и остался рекламной акцией. В странах арабского мира решили ограничиться производством маломощных ракет поля боя, чья дальнобойность не превышала пары десятков километров.

В отличие от них Израиль продолжил развивать свою ракетную программу. Уже в 1971 году было проведено испытание новой ракеты «Иерихон-1». Относительно не оправдавшей своего громкого названия «Кометы» новейший вариант уже имел вполне солидные размеры (13,5 метров) и мог доставить заряд на 500 километров. Правда, и это был далеко не космический уровень, а всего лишь образец баллистической ракеты малой дальности. Однако направление было взято правильное, и вслед за Jericho-1 появились Jericho-2 и Jericho-3. Последняя ракета из этого перечня уже могла считаться межконтинентальной.

Получилось, что программа выпуска ракет у арабских стран оказалась банальным блефом и попыткой выдать желаемое за действительное. Израиль же, выйдя за рамки мистификации, и планомерно развивая ракетную программу, смог к концу 1970-х – началу 1980-х годов войти в ограниченный круг космических держав, получив в нем почетный восьмой номер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *