20.09.2024

Гибель конвоя в больницу «Адасса»

Ни одна война не обходится без военных преступлений. К примеру, пленного застрелят или сделают что-то плохое относительно гражданских лиц. Особенно полны такого рода действиями межэтнические и религиозные конфликты, в которых противники друг друга не считают за людей, зато полагают, что против них законны любые действия.

Гибель конвоя в больницу «Адасса»

Один из огромного ряда таких случаев произошел в ходе Первой арабо-израильской войны. Случилось это 13 апреля 1948 года в городе Иерусалим.

На этой войне следует остановиться особо. Дело в том, что до некоторых пор еврейское и арабское население Палестины как-то уживалось одно с другим. Как итог, еврейские кварталы вклинивались в мусульманские и наоборот. Когда же было принято решение о воссоздании еврейского государства, такое положение дел стало дополнительным раздражителем для обеих сторон.

Предыстория события 13 апреля 1948 года такова. В Иерусалиме на горе Скопус с некоторого времени действовал Еврейский университет и больница Адасса. Оба заведения были еврейскими. Однако они находились в окружении мусульманских кварталов, и с началом военных действий арабы не замедлили заблокировать их. Получилось так, что практически в полном окружении оказалось несколько сот евреев, и самое главное состояло в том, что они и не собирались уходить оттуда.

Причина крылась в стратегическом положении горы Скопус. С нее контролировалась значительная часть города, и можно было вести наблюдение за арабскими вооруженными формированиями. Справедливости ради, следует отметить, что и арабская сторона не отличалась изяществом действий. Они подвергали больницу и кампус университета регулярным обстрелам, и это оправдывало нахождение там еврейского вооруженного контингента.

Развязка наступила 13 апреля 1948 года. К этому времени запасы еды и медикаментов в анклаве стали подходить к концу. Все необходимое можно было подвезти только одной дорогой, проходившей через мусульманский район Шейх-Джарах. Но все 2,5 км пути насквозь простреливались, а с некоторого времени еще и были заминированными. Еврейская сторона обратилась к британцам, которые пока еще считались официальной властью в регионе, и те пообещали сделать все от них зависящее.

Понадеявшись на обещание британцев, еврейская сторона организовала конвой из двух машин скорой помощи, двух автобусов и двух машин сопровождения с бойцами ХАГАНЫ. На положительный исход мероприятия настраивало то, что уже около месяца вдоль дороги было относительно спокойно, и проводка конвоев к горе Скопус и оттуда проходила без особых эксцессов.

Ранним утром 13 апреля конвой отправился в дорогу. Но в этот раз все пошло по другому плану. Около 9:45 утра головная машина наскочила на мину. То, что данная мина не случайно оказалась там, свидетельствует о том, что оставшийся транспорт немедленно накрыли огнем из автоматического оружия. Среди людей, находившихся в нем, сразу же начались потери. Было много убитых и раненых.

Когда к месту подоспели англичане, бой был уже в самом разгаре. Командир британского отряда Черчилль предложил евреям спастись из-под огня на его бронетранспортерах, однако охрана конвоя, состоявшая из бойцов ХАГАНЫ, отклонила это предложение. Они надеялись на помощь своих соратников, но та не пришла. Англичане же попытались сами помочь евреям и вступили в бой на их стороне. Но помощь всего 12 военных оказалась почти незаметной.

Попытка британцев организовать прекращение огня также не увенчалась успехом. Тогда в 14:00 отряд англичан вышел из боя и отправился на базу. Возвратились они спустя час, прихватив с собой тяжелое вооружение. Собственно, во многом это и помогла оставшимся в живых евреям выбраться из ловушки. Под прикрытием дымовой завесы англичане вывели их в безопасную зону.

Для конвоя бой оказался настоящим кошмаром. Из его участников погибло 79 человек, из которых 20 были женщинами. От подрыва передового автомобиля и последующего обстрела погибло значительное число людей, большая часть которых были пациентами больницы Адасса и врачами. Оба автобуса полностью сгорели вместе с телами погибших людей, а также ранеными, которые не сумели из них выбраться.

Среди погибших оказался руководитель Адассы доктор Хаим Ясский и глава новой медицинской школы доктор Моше Бен-Давид. Оставшиеся в автобусах тела погибших настолько сильно обгорели, что большую часть из них так и не сумели опознать. Идентифицировать смогли только 31 человека. 22 человека сгорели дотла и их объявили пропавшими без вести. Позже всех, кого не смогли опознать, похоронили на кладбище Сангедрия в одной могиле.

Итогом этой кровавой акции стала эвакуация людей из Адассы и университетского кампуса. Его, кстати, организовал и провел тот самый майор Черчилль, защищавший злополучную колонну. С горы Скопус было вывезено 700 человек – сотрудников больницы и ее пациентов. В медицинском учреждении остались только 50 человек, которые еще пытались продолжать работу. Но это длилось недолго.

Практически полное перекрытие дороги поставило точку на функционировании больницы. Из-за обстрелов ее стало почти невозможно хоть чем-нибудь снабжать, и к концу мая встал вопрос о закрытии Адассы на неопределенный срок. Так и получилось: лечебное заведение прекратило работу. Хотя в ней еще оставалось небольшое количество сотрудников, они обслуживали только отряд еврейских полицейских, назначенных охранять здание.

Впрочем, на этом история Адассы не закончилась. 3 апреля 1949 между Израилем и Иорданией было подписано соглашение, согласно которому данная больница объявлялась демилитаризованным израильским анклавом. Рядом с ним находился еще один нейтральный участок, контролировавшийся англичанами. Интересно, что соглашение примерно такого же содержания предлагал Международный «Красный Крест» еще до того, как произошли драматические события. Однако ХАГАНА тогда воспротивилась его подписанию.

Территория вокруг Адассы и британского участка отошла Иордании. Израиль получил эти земли только после Шестидневной войны, когда израильские военные штурмом заняли весь Восточный Иерусалим. Как память о трагедии 13 апреля 1948 с 2008 года в Иерусалиме существует улица имени доктора Хаима Ясского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *