20.09.2024

Борис Гольдштейн – скрипач-вундеркинд, которого знал каждый музыкант на Земле

Борис Гольдштейн - скрипач-вундеркинд, которого знал каждый музыкант на Земле

Скрипач-виртуоз, начавший свою концертную деятельность еще в раннем детстве, посвятивший исполнительскому искусству всю свою дальнейшую жизнь. В подростковом возрасте он уже покорил Европу, а в зрелые годы – весь мир. К сожалению, на родине талант музыканта оказался востребованным не до конца, поэтому ему пришлось эмигрировать за границу, где он и прожил остаток жизни.

Борис Эммануилович Гольдштейн, которого часто любовно именовали просто Буся, родился в семье одесских педагогов 25 декабря 1922 года, став их третьим ребенком. Родители души не чаяли в детях и стремились дать им максимально хорошее образование, что, собственно, и удалось. Генриетта (1911 г.р.), Михаил (1917 г.р.) и Борис Гольдштейн стали видными музыкантами. Младший Буся стал серьезно заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Отданный в науку легендарному одесскому педагогу Петру Соломоновичу Столярскому, Борис всего через полгода смог достичь такого уровня исполнительского мастерства, что ему рискнули доверить публичное выступление, на котором он исполнил сразу несколько пьес. Для столь юного музыканта это было первое признание. Четыре года мальчик занимался со своим педагогом, пока семья Гольдштейнов не переехала в Москву.

Борис Гольдштейн - скрипач-вундеркинд, которого знал каждый музыкант на Земле

В столице Бориса определили в особую детскую группу, набиравшуюся при Московской консерватории. С этого момента он начал покорять столицу. И она практически сразу покорилась талантливому парню. О том, что это было действительно так, говорит факт его участия в 1-м Всесоюзном конкурсе скрипачей, проходившем в 1933 году. Для участия в основной программе Буся Гольдштейн был еще мал, поэтому ему предложили играть вне конкурса.

Игра всего лишь 11-летнего мальчика была настолько виртуозной, что его включили в число исполнителей финального концерта, на котором, кстати, присутствовали первые лица страны: Сталин, Молотов и Киров. После окончания концерта юного скрипача провели в правительственную ложу, где вождь поздравил Бориса с успехом (юный Гольдштейн получил специальную премию достоинством 5000 рублей) и сказал, что игра мальчика была лучшей. Были и еще последствия этой победы: вскоре семья Гольдштейнов переехала в отдельную квартиру.

С этого момента у Бориса, творческое дарование которого развивал маэстро Абрам Ильич Ямпольский, практически не было года без побед. В 1934 в Москву на гастроли прибыл всемирно известный скрипач Яша Хейфец. В перерыве между выступлениями он произвел смотр одаренных юных скрипачей Советского Союза. Перед мировой знаменитостью предстал и Буся Гольдштейн. Произошло чудо: Хейфец более получаса слушал Бориса. А ведь перед этим он выпроводил из игрового зала нескольких юных музыкантов, не сумевших удовлетворить его своим исполнительским мастерством.

Новый год – новая победа. В марте 1935 Борис Гольдштейн вместе с Давидом Ойстрахом отправился в Варшаву, где проходил 1-й Международный конкурс им. Генрика Венявского. Борис Гольдштейн, фактически еще мальчишка, сыграл так, что ему присудили 4-ю премию. Чтобы понимать, насколько серьезной была конкуренция, достаточно назвать имена первых трех победителей: француженка Жанет Невэ, 27-летний советский музыкант Давид Ойстрах и англичанин Генри Темянка.

В 1936 году у Гольдштейна поменялся преподаватель. Вместо Абрама Ильича Ямпольского Борисом начал заниматься профессор Лев Моисеевич Цейтлин. Новый педагог не столь жестко, как предыдущий, следил за изучением всей школьной программы, а позволял юному скрипачу больше выступать на концертах. Для начинающего профессионального музыканта такие выступления оказались прекрасной тренировочной площадкой, на которой Борис набирался опыта.

Дальнейший результат был предсказуем. Уже в следующем 1937 году на проходившем в Брюсселе 1-м международном конкурсе скрипачей им. Эжена Изаи 15-летний Борис Гольдштейн вновь, как и в 1935, занял 4-ю позицию. Тогда в конкурсе участвовало 56 молодых исполнителей. Несколько отступив от темы, хотелось бы отметить высочайший уровень советских музыкантов. Из 6 первых мест 5 получили выходцы из Советского Союза, и лишь одно призовое место досталось австрийскому подданному. В качестве награды советское правительство дало разрешение музыкантам-победителям совершить гастроли по ряду столиц Западной Европы.

Борис Гольдштейн - скрипач-вундеркинд, которого знал каждый музыкант на Земле

Поразительно быстро вундеркинд Буся Гольдштейн дорос до настоящего мастера. И где бы в конце 1930-х годов ни проходили концерты с его участием, они ставали поистине триумфальными выступлениями. Скрипач стал узнаваемым, и о нем с восторгом отзывались, как профессионалы музыкального мира, так и простые любители музыки. Казалось, что ничего уже не сможет остановить творческую карьеру молодого музыканта.

Когда в июне 1941 года фашистская Германия напала на СССР, Борис Гольдштейн, как и большинство советских артистов, начал давать концерты в составе фронтовых бригад, на предприятиях, работающих на нужды фронта. Но, к сожалению, как раз в этот период прозвучал первый нехороший «звоночек», показавший, что к Борису Гольдштейну начало меняться отношение. В 1943 году по распоряжению директора Московской консерватории Виссариона Яковлевича Шебалина талантливого музыканта исключили из списка ее учеников. Причиной была несвоевременная сдача экзамена по истории ВКП(б). Никого не волновало то, что сам скрипач до этого почти полгода работал в Заполярье, давая концерты на базах Северного флота.

Справедливости ради стоит отметить, что за музыканта заступились ценившие его люди, в частности, учитель Лев Моисеевич Цейтлин. Однако ни просьбы заслуженного профессора, ни обращения самого Бориса Гольдштейна результатов не принесли. Лишь смена руководства консерватории позволила скрипачу восстановиться на курсе и завершить образование. Только вот это произошло через 5 лет, уже в послевоенное время. А вот поток ограничений, постепенно нарастал. У музыканта стало меньше записей для радио и концертных выступлений в крупнейших городах страны.

Новый способ давления на скрипача-виртуоза был «изобретен» в 1951 году. 24 ноября он давал концерт в зале им. Чайковского, где исполнял произведения Баха, Бетховена и Брамса. Несмотря на то, играл он поистине гениально, ему вдруг на целых 7 лет запретили исполнять эти произведения в московских залах. Такое было тем более непонятно, что не прошло еще и двух десятилетий, когда власти столицы едва ли не на руках носили начинающего скрипача Бусю Гольдштейна.

К сожалению, дальше дискриминационный маховик только продолжил раскручиваться. Ограничения в отношении музыканта коснулись и такой важной стороны как звукозапись. Почти все 1950-е годы звукозаписывающие студии страны игнорировали скрипача, и только когда в дело вмешался Дмитрий Дмитриевич Шостакович, эта практика прекратилась. Тем не менее, даже заступничество столь авторитетных людей не могло полностью остановить уже раскрученный маховик ограничений.

Примером могут служить командировки за границу. Борис Гольдштейн пробыл солистом Московской филармонии 35 лет, с 1939 по 1974 годы, но за это время только дважды смог выехать за границу с концертами. Второй пример – преподавательская деятельность. В принципе, Борису Эммануиловичу никто и не запрещал преподавать. Однако все, что ему предлагалось, так это должность педагога в музыкальном училище при Московской консерватории. Но когда в 1958 году ее ректор Александр Васильевич Свешников предложил Борису Гольдштейну место преподавателя в самой консерватории, немедленно восстали все ее ведущие профессора, ни один из которых не дал маэстро положительной рекомендации.

Борис Гольдштейн - скрипач-вундеркинд, которого знал каждый музыкант на Земле

Только отъезд в Западную Германию в 1974 году позволил великому музыканту одновременно играть на ведущих сценах и преподавать в серьезном заведении. В 1975 Борис Эммануилович стал участником конкурса на должность профессора в Высшую музыкальную школу города Вюрцбург. Уровень его игры оказался настолько высоким, что руководство школы без промедления зачислило скрипача в свой штат.

К сожалению, борьба с дискриминацией своей деятельности в СССР не прошла для музыканта бесследно. Очень скоро проблемы со здоровьем дали о себе знать. Он уже не мог активно давать концерты, заниматься преподавательской деятельностью. 17 марта 1987 года в Иерусалимском театре «Жерар Бехар» Борис Гольдштейн дал последний в жизни концерт, сыграв подборку из произведений Бетховена, Блоха, Моцарта и некоторых других композиторов. В последствии обострившаяся болезнь ног не дала ему возможности работать. Музыкант пытался лечиться, но это ему не помогло. 8 ноября 1987 года великий скрипач ушел из жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *