20.09.2024

5 песен Владимира Высоцкого, в которых он поет об евреях

Легендарный бард Владимир Высоцкий, выросший в глубоко советской семье, писал, что по паспорту и в душе он русский. Однако был прекрасно осведомлен о своих еврейских корнях по линии отца Семена Владимировича (Вольфовича), и они для поэта кое-что значили.

5 песен Владимира Высоцкого, в которых он поет об евреях

В одном из своих творений поэт так и писал: «Жили-были евреи Высоцкие». Кроме того, у Владимира Семеновича имелось много знакомых еврейской национальности. Да и песен, сочиненных им о евреях, было немало. Вот лишь пять из них.

Баллада о детстве


«Баллада о детстве» рассказывает о нежном возрасте автора от лица мужчины, уже умудренного жизненным опытом. Здесь есть упоминание о тяжком военном времени, когда даже малыши привыкали к сиренам и тушили «зажигалки», и не менее трудном послевоенном периоде. В стихотворном тексте евреи встречаются не единожды. Здесь есть намек на собственную семью, где говорится о возвращении отцов и братьев по своим и чужим домам. Как известно, отец Высоцкого служил кадровым офицером, однако с войны возвратился к другой женщине. Так что с юных лет поэт «доподлинно узнал, почем она, копеечка». Есть в песне и явная еврейка Гися Моисеевна, бывшая соседкой по коммунальной квартире в доме на Первой Мещанской. Бедная еврейская женщина переживает как собственные проблемы, так и трудности близких родственников. «Баллада о детстве» затрагивает «времена укромные» с беспросветным бытом, которые пережило не одно поколение. Там, где все были на виду, естественно, не оставался в стороне и острый еврейский вопрос.

Антисемиты


Содержание песни «Антисемиты» довольно грустное, однако, по большому счету, весьма показательное. В нем Высоцкий упоминает знаменитых евреев: физика Альберта Эйнштейна, американского президента Абрама Линкольна, кинодраматурга Каплера, пострадавшего от Сталина, знаменитого комика Чарли Чаплина, основоположника марксизма без упоминания имени. Не забыл поэт и о своем друге Рабиновиче, жертвах фашизма, имея в виду, по всей видимости, миллионы евреев, погибших в период Холокоста. По большому счету, русские люди не имели особых причин плохо относиться к евреям, однако антисемитизм среди них процветал. Причины этого были огульны и абсурдны. Они-де Бога распяли, пили кровушку христианских младенцев, замучили слона в зоопарке, украли урожай хлеба прошедшего года, понастроили дач по Казанской и Курской железной дороге, чтобы жить там, как боги. В общем, во всем евреи виноваты, поэтому и Россию от них надо спасать.

Мишка Шифман


«Мишка Шифман» входит в число самых популярных шуточных песен Высоцкого. Когда слышишь ее впервые, то поначалу смеешься, а потом задумываешься и понимаешь, что простота здесь поверхностная. Неспроста уже в самом начале слушатель узнает, что Мишка Шифман «башковит», по профессии он врач. Так что несуразицы, встречающиеся в тексте, идут не от образованного Мишки, а от его друга Коли, который пересказывает его слова. По большому счету, в этой песне отражена история советского еврейства. В ней рассказывается, о чем думали и чего желали дети Сиона в поздние советские времена. В коммунизм они уже не особо верили, как и их современники. Вот только евреи в отличие от славян имели свою историческую родину, куда стремились уехать. Но только в те времена не каждый, в частности, из-за «пятой графы» мог отправиться к «морю Израилеванному».

Наш киль скользит по Дону ли, по Шпрее

5 песен Владимира Высоцкого, в которых он поет об евреях

Наш киль скользит по Дону ли, по Шпрее,
По Темзе ли, по Сене режет киль…
Куда, куда вы, милые евреи,
Неужто к Иордану в Израиль?

Оставя суету вы
и верный ваш кусок,
И — о! — комиссионных ваших кралей,
Стремитесь в тесноту вы,
в мизерный уголок,
В раздутый до величия Израиль!

Меняете вы русские просторы,
Лихую безнадёжность наших миль
На голдомеирские уговоры,
На этот нееврейский Израиль?!

«Наш киль скользит по Дону ли, по Шпрее» – начальная строка короткой и горькой песни, в которой Владимир Высоцкий переживает о том, что «милые евреи» покидают советскую страну. Поэт сожалеет о том, что они меняют русские просторы на тесноту «раздутого до величья Израиля». В песне не столько ирония, ведь жизнь евреев складывалась в СССР далеко не лучшим образом, сколько горечь и сочувствие тем, кто уезжает, поддавшись на «голдомеирские уговоры» в «нееврейский Израиль».

Песня про врача

«Песня про врача» выражает сожаление о том, что советская власть не ценит талантливых евреев. В ней в шуточной форме поется о нейрохирурге, огромном светиле медицины, который вытаскивал людей буквально с того света. Известно, что евреи-врачи славились еще со времен монголо-татарского ига. И в дальнейшем высокий профессионализм докторов, как правило, ассоциировался именно с представителями еврейской нации. К сожалению, в СССР «пятая графа» была камнем преткновения для продвижения по службе. Это впоследствии и стало основной причиной для эмиграции на историческую родину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *