20.09.2024

Любопытные факты о цветах и евреях

Любопытные факты о цветах и евреях

Живые растения, в общем, и цветы, в частности, являются неотъемлемой частью еврейской жизни. Так ветви растений используются при исполнении торжественных обрядов, а из красивых цветов делаются букеты, роскошные гирлянды для праздничного украшения синагог, и даже изысканные десерты. А в Танахе и сам еврейский народ сравнивается с распускающимися бутонами.

Исходя из этого, вовсе неудивительно, что среди женских еврейских имен часто встречаются ссылки на растения или цветы. Ведь родившаяся девочка, по мнению многих родителей должна быть нежна и красива, как прекрасный цветок.

Адасса (еврейское имя знаменитой царицы Эстер) – означает «миртовое дерево».

Бейла – переводится с идиша как «красивая», что в полной мере можно отнести к цветущим растениям.

Веред (Вардит, Варда) – означает «роза».

Далия – на иврите обозначает ветку или побег и состыкуется с названием цветка георгин.

Дафна – «лавр».

Илана – походит от слова «илан», означающего «дерево».

Ирит – имя взято от произрастающего на Ближнем Востоке растения асфоделус, цветущего очень симпатичными белыми колосками.

Кармит (Кармия) – «виноградник».

Левана – переводится как «белая», популярный цвет многих растений.

Нава – «красивая», как цветок\

Нурит — это обозначение нежного лютика на на иврите.

Рейзел (Риса, Раиса) – в переводе с идиш «розочка»\

Сигалит (как вариант Сегалия) – «фиалочка».

Тамар – «пальма». Согласно Торе это имя принадлежало супруге Йеуды, от которой ведет происхождение царь Давид.

Любопытные факты о цветах и евреях

Хава – «живущая, живая». Имя, в полной мере относящееся ко всему живому, в том числе и к растениям. Согласно Тое Хава была первой женщиной, «матерью всего живущего».

Шошана – в переводе с иврита «лилия». Слово встречается в Песне Песней

Ясмин – это общеизвестный жасмин.

И это не полный перечень имен, связанный с флорой.

Если посмотреть на истоки этой традиции, то можно заметить, что следы ее уходят в Исход евреев из Египта. Можно вспомнить, что спустя месяц после того, как евреи покинули Египет, они подошли к горе Синай. Обычно лишенная растительности земля вокруг горы вдруг чудесным образом зазеленела и покрылась прекрасными цветами. Как память об этом моменте евреи отмечают праздник Шавуот, когда синагоги и дома украшаются зелеными ветками и цветами.

Но и это еще не все. Как известно, вскоре после ухода евреев из Египта Всевышний повелел им оборудовать переносной Храм-Мишкан. Центральным предметом в нем должен был стать светильник, известный под названием Менора. Этот необычного вида предмет имел в своей конструкции 7 ветвей, каждая из которых обладала украшением в виде чашечки (бутона), шара и цветка. Несмотря на прошедшие с той пору тысячелетия, на этом ритуальном светильнике все эти символы так и остались неизменными.

Кроме того, не мешало бы вспомнить и о подтверждении выбора предводителя евреев Моисея первосвященником своего брата Аарона. Как известно, не всем иудеям понравился выбор лидера. Группа представителей колена Леви попыталась поставить под сомнение решение Моисея. Сомневающиеся были немедленно наказаны, но во избежание дальнейших недоразумений Всевышний решил послать доказательство того, что Моисей действовал по Его указанию. Повинуясь воле Господа, у всех 12 лидеров колен Израилевых были собраны их посохи, подписаны и помещены на ночь в шатре Откровения. По условию, избранным будет считаться тот человек, посох которого к утру расцветет.

В ранний утренний час все увидели настоящее чудо: посох Аарона не только пустил почки и расцвел великолепными цветами, но на нем даже успел созреть миндаль. После этого всем стало очевидно, что Аарон избран духовным лидером нации по справедливости, и больше не оспаривали это решение. С тех пор повелось, что каждую весну в период начала цветения фруктовых деревьев произносились специальные благословения. То же самое можно делать, почувствовав аромат цветов среди травы или на кустарниках.

Существует поэтическое определение евреев, в котором они сравниваются с цветком розы, красующейся среди шипов. И это сравнение имеет определенное объяснение. Оно связано с моментом нахождения евреев у горы Синай. Как известно, Моисей на 40 дней ушел из лагеря. Он поднялся на вершину Синая, чтобы получить из рук Всевышнего Священную Книгу, Тору. Но когда Моисей с каменными скрижалями, на которых были выбиты 10 заповедей, спустился в лагерь, оказалось, что там произошла измена. Многие евреи попали под идеологическое воздействие идолопоклонников. Они отлили из золота идола в виде тельца и начали поклоняться ему, как божеству.

Конечно же, измена была подавлена, но чтобы восстановить доверие Господа к иудеям и не наказать их как идолопоклонников, Моисею пришлось разбить первые скрижали. После этого он вновь поднялся на Синай, чтобы пробыть там еще в течение 40 дней. Весь этот период времени Моисей не только получал Тору и готовил новые скрижали, но и упрашивал Вершителя не наказывать еврейский народ. Просьба была удовлетворена, но с тех пор евреи были вынуждены перечислять 13 Качеств Милосердия Творца. И до сегодняшнего дня ссылки на эти 13 Атрибутов Милосердия являются неотъемлемой частью молитвенной службы в праздник Йом Кипур.

Возвращаясь к сравнению еврейской нации с цветком розы, следует отметить, что аллегорическая роза имеет ровно 13 лепестков, не больше и не меньше. Община Израиля является собственно цветком, а каждый из ее лепестков – это одно из Качеств Милосердия Господа. И подобные сравнения в еврейской литературе, начиная от библейского периода и заканчивая нынешними днями, встречаются с завидным постоянством. Весьма важно, что это происходит не только в религиозной составляющей еврейской жизни в ходе отправления культов, но и на бытовом уровне.

Любопытные факты о цветах и евреях

Широкое распространение получил обычай украшать синагоги и свои жилища цветами. По этой причине весеннее торжество Шавуот часто называют Праздником Роз. Однако это только одна из частностей традиции, принятой у евреев. В своих воспоминаниях о детстве многие еврейские литераторы и историки вспоминают удивительный цветочный аромат, исходивших от их пожилых родственников в период подготовки к празднику. В домах также стояло цветочное благоухание. Это случалось потому, что по всему дому расставлялись мисочки с розовыми и жасминовыми лепестками, которые в ряде случаев их даже рассыпались по полу.

Цветы на протяжении уже многих поколений регулярно используются в еврейской кулинарии. На Ближнем Востоке иудейские общины к празднику Шавуот в больших количествах готовили розовую воду. Смешивая лепестки роз и айву, получалось отличное желе, служившее отличным десертом к праздничному столу. Точно также традиционным десертным блюдом служило и варенье из розовых лепестков, отличающееся исключительной нежностью вкуса.

Нечто подобное происходило при изготовлении выпечки. Дистиллированную воду, настоянную на розовых лепестках, орхидеях или цветах апельсинового дерева, добавляли в муку, что придавало готовым продуктам восхитительный аромат. Кстати, рецепты, проверенные веками, применяются и сейчас, привлекая к готовым изделиям, не только подрастающее поколение, но и многочисленных туристов, желающих приобщиться к самобытной еврейской культуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *