21.09.2024

Почему Моисея иногда изображают рогатым?

Кто видел знаменитую скульптуру Микеланджело «Моисей», тот обязательно обращал внимание на его необычную голову, увенчанную рогами.

Почему Моисея иногда изображают рогатым?

Современному человеку такое трудно понять, ведь данный атрибут в настоящее время считается принадлежностью исключительно нечистой силы, и видеть такое на голове пророка и святого человека считается непристойностью. Попробуем разобраться.

Почему Моисея иногда изображают рогатым?

Как ни странно это будет звучать, но рога на голове далеко не всегда считались чем-то плохим. К примеру, у некоторых богов Древнего Египта головы увенчаны рогами, считавшиеся в те времена символом божественной власти. Если же принять во внимание, что евреи развились в нацию именно в Египте, то вполне логичным утверждением станет то, что они могли принять данный символ и для себя, тем более, что случай с Моисеем является исключительным.

Однако здесь не все так однозначно. Изначально все тексты Танаха были написаны на древнееврейском языке. Силами 70-ти переводчиков в III в. до н.э. в Египте был сделан его греческий вариант под названием Септуагинта. И в продолжение нескольких столетий именно это творение считалось базовой книгой для всех переводчиков, в том числе и святого Иеронима. Именно он в IV ст. перевел Танах на латынь.

Почему Моисея иногда изображают рогатым?

И вот как раз здесь проявились нестыковки между базовым текстом и его греческим и латинским вариантами. Так как в древнееврейских текстах гласные буквы не писались, как и в современном иврите, поэтому иногда случался не совсем корректный перевод. В случае с Моисеем так и получилось. В иврите есть слово (קרן) – кэрэн, которое переводиться, как «луч» (как и «излучать», «светиться») и «рог» одновременно, поэтому для более поздних переводчиков оба варианта были вполне корректными, требовалось лишь выбрать наиболее подходящий по смыслу.

Для Септуагинты переводчики выбрали вариант «Когда Моисей спустился с горы Синай с Десятью Заповедями, стало лучами сиять лицо его» (Шемот 34:29). Святой Иероним, который предварительно сверился с оригинальным текстом, остановился на выражении «лицо стало рогатым». С этого момента более чем на тысячу лет определилась католическая традиция изображения знаменитого еврейского пророка с рогами на голове. Она, кстати, не прижилась в Восточной Европе, больше пользующейся Септуагинтой, где лицо Моисея испускало свет, что в дальнейшем оказалось одним из знаковых моментов, разделивших христианскую веру на католическую и православную.

Почему Моисея иногда изображают рогатым?

Впрочем, сейчас Моисея никто не изображает рогатым. И этому факту существует объяснение. Латинский текст Библии в варианте святого Иеронима считался базовым до начала XVII столетия.

Однако в 1604 появилась Климентова Вульгата – новый вариант латинского перевода Библии. Ее окончательный текст согласовывался довольно длительное время, но и это не главное. К тому моменту на европейской территории уже имелось книгопечатание, и вместо единичных рукописных копий Библии, наполненных ошибками, описками, даже дописывавшихся по собственному разумению, появилась возможность дать населению книгу единого формата.

Почему Моисея иногда изображают рогатым?

А в Вульгате голова Моисея уже утратила рога, которыми пророка «наградил» святой Иероним. Лицо легендарного пророка после беседы с Всевышним при его появлении перед евреями прямо сияло. И хотя авторитет Иеронима никто не оспаривал, рога на голове Моисея было решено признать ошибкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *