21.09.2024

Как царь Давид Иерусалим столицей сделал

Безусловно, Иерусалим – главный город для евреев, столица государства Израиль еще с античных времен. Но как он стал главным в стране, почему именно он, знает далеко не каждый. А ведь история эта очень интересная.

Как царь Давид Иерусалим столицей сделал

Прежде всего, следует отметить, что в период Ханаанского царства на месте нынешнего Иерусалима уже был населенный пункт. Принадлежал он иевусеям – народности, как предполагают сейчас, семито-хуррито-хеттского происхождения. О доеврейском существовании города упоминается и в библейских текстах. В них он известен под названиями Иевус и Салим. Так в Библии упоминается царь салимский Мелхиседек, который хлебом и вином встречал еще праотца евреев Авраама. Библия сохранила имя и еще одного городского правителя – Адониседека.

Когда в Ханаан пришли евреи (завоевали Иерихон), они поначалу не смогли покорить иевусеев. Возможно, это произошло потому, что данный народ проживал преимущественно не в долинах, а в горах. Так что евреи обошли земли иевусеев, решив предварительно разобраться с более северными территориями. Но в итоге получилось, что иевусейский анклав стал в буквальном смысле делить Израиль на две части. Южнее его были земли колен Иуды и Симеона, а севернее располагались территории остальных колен.

Подобное положение дел не могло не отразиться на единстве новообразованного государства. Северные племена постепенно отдалялись от южных, что, естественно, сказалось на единстве еврейского народа. Дополнительным негативным фактором оказалось и то, что до некоторых пор после Иисуса Навина среди евреев не было сколь-нибудь явного лидера, могущего объединить народ. Евреям требовался правитель, который был бы уважаем представителями всех 12 колен Израилевых. Первый еврейский царь Саул таковым не являлся.

Важная стратегическая задача получила разрешение после вступления на трон всенародно признанного героя Давида. Он собрался положить конец существованию независимого образования иевусеев, расположенного между еврейскими землями. Около 1000 года до н.э. Давид пошел на него войной. В завязавшейся тогда битве погиб правитель Иевуса, но окончательной победы пока что не было, ведь столица иевусеев еще держалась. Жители города ответили отказом на предложение Давида сдаться на милость победителя. Тому ничего другого не оставалось, как взять Иевус штурмом.

И тут началось самое интересное. В отличие от предыдущих побед над ханаанцами, когда жители их поселений в буквальном смысле истреблялись, жителям Иевуса было сделано послабление. По крайней мере, часть из них осталась для дальнейшего проживания в городе. А если уйти еще дальше в историю, то выяснится, что иевусеи существовали как отдельная народность даже после того, когда евреи начали возвращаться из Вавилонского плена. Но дело не в иевусеях, а в самом городе. Давид переименовал Иевус в Иерусалим, после чего придал ему новый статус, сделав столицей Объединенного царства.

Существует несколько предположений, почему Давид пошел на столь радикальный шаг, покинув давно обжитый Хеврон и отправившись в недавно захваченный Иерусалим. По всей видимости, он как выходец из высших слоев еврейского управленческого круга понимал, что единому государству требуется некий надгосударственный центр. Иерусалим как нельзя лучше подходил на эту роль: он никак не был связан с коленом Иуды. Для иудеев столицей был Хеврон, а захваченные у иевусеев земли территориально не входили в земельный надел, выделенный для колена Иуды.

Данным шагом Давид решал стазу несколько задач. Нахождение столицы Израиля в некогда иевусейском анклаве автоматически демонстрировало всеизраильский характер его правления. Этот город для евреев был как бы нейтральным, не относящимся ни к одному из еврейских колен. Значит, убиралось чувство ревности и конкуренции среди племен. Однако понимая, что среди евреев довольно много сторонников предыдущего царя Саула, Давид не перенес столицу в район географического центра страны, где не мог полностью доверять окружению. Нахождение Иерусалима вблизи владений колена Иуды его вполне устраивало.

Не менее важным является и факт удовлетворения личных амбиций. Вполне возможно, что Давид желал, чтобы столица Израиля была связана исключительно с ним и его потомками. Фактически она должна была быть его личным семейным владением. Иерусалим прекрасно подходил на эту роль: на него никогда не распространялась власть ни одного из колен Израилевых.

Но мало придумать идею, надо ее как-то узаконить. Подобное можно сделать только одним образом: собрать под единой крышей функции административного, религиозного и культурного центра. И Давид начал действовать. Новую столицу он сделал местом пребывания царя со всем двором и свитой, сразу же превратив город в административный центр, где жили и работали высшие гражданские и военные чиновники, силами и стараниями которых осуществлялось управление государством.

Следующим шагом стал перенос религиозных святынь в Иерусалим. Это повлекло за собой создание нового религиозного центра и перемещение в него высших церковных иерархов, которые пользовались непререкаемым авторитетом у израильтян. Нахождение в Иерусалиме первосвященников стало фактором притяжения сюда паломников из различных регионов Израиля и превратило город не просто в желаемый для посещения, а в священный город.

Туда потянулись люди, что повлекло за собой массовое строительство. Данные действия самым естественным образом привели к росту Иерусалима в объемах. Первоначально относительно небольшой город начал расширяться, сначала на север, в сторону будущей Храмовой Горы. Интересно, что эта возвышенность даже после преобразования Иерусалима в столицу Израиля некоторое время еще являлась собственностью местного жителя-иевусея. Лично Давид выкупил эту гору под строительство храма. Он даже успел провести некоторые предварительные работы, подготовил строительные материалы, припас драгоценные металлы и камни, но к собственно возведению так и не приступил. Все, что успел сделать правитель, тек это соорудить жертвенник Богу, но, вняв словам пророка Натана, к строительству большого храма так и не приступил. Эту миссию он оставил для своего наследника, каковым стал царь Соломон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *