20.09.2024

Эпоха Судей и Книга Судей Израилевых

Если кто-то думает, что после прихода евреев на Святую землю у них практически сразу образовалось собственное государство, он глубоко ошибается. Строительство Израиля длилось несколько сотен лет, и далеко не всегда данный процесс проходил гладко.

Эпоха Судей и Книга Судей Израилевых

Этот период становления Израиля больше похож на Смутные времена, когда в стране довольно длительное время не было единого лидера, и эту должность часто примеряли на себя местные предводители. В Библии данный период именуется Эпоха Судей.

Что интересно, от периода эпохи Судей не сохранилось практически никаких документальных свидетельств. Существует лишь один письменный источник об этих временах – Вторая книга раздела Невиим – Танаха. И хотя полностью доверять написанному в ней нельзя (уж очень нереальные в ряде случае там описываются истории), других литературных и документальных источников о данном периоде истории Израиля попросту нет. Точно можно сказать только то, что эта эпоха длилась с момента смерти Иисуса Навина до установления в стране монархии – первого израильского царя Саула. В современной хронологии эпоха Судей имеет такие временные рамки: с 1244 г. до н.э. до 890 г. до н.э.

Оказывается тогда далеко не все из 12 колен Израиля перешли к оседлой жизни. Некоторая часть племен продолжала жить, ведя кочевой образ жизни. Кроме того, в руках евреев был не весь Израиль в границах времен царя Соломона, а лишь незначительная его часть. В основном иудеи селились по западному берегу реки Иордан. Важнейшими центрами считались города Силом в качестве религиозного центра, Сихем как место правления Иисуса Навина и Рама – город пророка Самуила. Иерусалим и территория будущей Иудеи все еще оставалась под правлением иевусеев. Еще не полностью изгнанные со Святой земли ханаанейцы контролировали северные земли в районах Мегиддо и Бейт-Шеан.

Не менее интересной информацией является и следующий факт: вера в единого Бога в еврейской среде дала трещину. Ряд колен Израилевых стали совмещать каноны собственной религии с постулатами верований местных народов, что размывало религиозное единство нации. А колено Дана прямо ушло в идолопоклонство, отвернувшись от веры в единого Бога. Да и гора Сион все еще не являлась знаковой для евреев, ведь на ней находилось и действовало иевусейское святилище. Лишь спустя время его интегрировали в религию израильтян.

И вот какая интересная тенденция получалась. Те племена евреев, которые вопреки требованиям Всевышнего и последнего своего непререкаемого лидера Иисуса Навина не изгнали ханаанейцев с территории отведенных им наделов, а вступали с ними в союзные отношения, в итоге оказывались у них же в порабощении. Но когда они возвращались к вере в единого Бога, то Господь помогал евреям восстановить свою свободу. От ханаанской петли Бог спасал выдвижением из народной среды человека, возглавлявшего освободительные действия. Именно эти люди позже получили статус судей.

Примечательно, что судьями могли стать абсолютно разные люди: от главаря банды разбойников (Иеффай) и даже женщины (Девора) до пророка (Самуил). Но главное в них было другое. Судьи были искренними носителями израильского самосознания, поэтому активно сопротивлялись ассимиляции евреев с местным населением. Одним из важнейших шагов в данном направлении являлся призыв к уничтожению священных для местных народов храмов и святилищ. Не гнушались судьи и прямым разгромом данных заведений, ведь они предводительствовали израильским ополчением, а противостоять армии, не имея собственных вооруженных формирований, нельзя.

Однако при всем том, что судьи были людьми, без сомнения, авторитетными, главенствовали над еврейским ополчением и исполняли консультативные функции, они не имели всей полноты власти. Собственно, отсюда пошла доктрина разделения властей, признанная ныне практически во всем мире. Но если сейчас такое положение вещей является нормальным, в античности оно вело к разобщению общества и деградации страны.

В том же Израиле численность населения существенно сократилась по сравнению со временем их странствований по пустыне под предводительством Моисея. Возможно, именно поэтому последний из судей Израилевых Самуил помог установить в стране монархию – государство с единым полноправным руководителем. В ведении царя тогда стали полноценная армия, а не народное ополчение, налоговая служба и казна. Считается, что Самуил как последний из судей и написал впоследствии Книгу Судей Израилевых, ставшей частью Танаха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *